О том, что он гиблый, еще много веков назад сказал Конфуций: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок посредством наказаний, то хотя он и будет стараться избегать их, но у него не будет чувства стыда; если же руководить им посредством добродетели и поддерживать в нем порядок при помощи церемоний, то у него будет чувство стыда и он будет исправляться» («Лунь Юй»,2-3).
Что тут такого сложного? Если самим никак не додуматься, хотя бы Конфуция почитали. Кстати говоря, знание этой книги наизусть являлось обязательным требованием китайского классического образования. Может быть, пора и у нас поставить вопрос о допуске президентов, премьеров и прочих законодателей к исполнению служебных обязанностей только после изучения наизусть «Лунь Юй», а также «Дхаммапады» и «Нового Завета» - там тоже много полезных мыслей имеется.
P.S. Об эффективности труда законодателей, предпочитающих принуждение воспитанию, коротко и точно сказал Платон: «такие законодатели всего забавнее: они, как мы только что говорили, все время вносят поправки в свои законы, думая положить предел злоупотреблениям в делах, но, как я сейчас заметил, не отдают себе отчета, что на самом-то деле уподобляются людям, рассекающим гидру» (Государство).
Community Info