Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote in intelligentsia1,
Александр Бангерский
banguerski_alex
intelligentsia1

Category:

БСЭ об интеллигенции - 2

Продолжаю полный текст статьи БСЭ "Интеллигенция":


Интеллигенция в дореволюционной России и в СССР. В период феодализма И. была численно небольшой и отражала в основном интересы класса феодалов. И. начала складываться уже в Киевской Руси, где появились первые учителя математики, врачи, летописцы (Нестор), авторы произведений светской литературы и среди них создатель «Слова о полку Игореве». На рубеже 14‒15 вв. творили художники Андрей Рублёв, Феофан Грек, Даниил Чёрный, в 16‒17 вв. архитекторы Барма, Постник, Федор Конь, военный техник Андрей Чохов, механики Ш. и А. Вирачёвы; появляются профессиональные актёры, значительная часть которых вышла из крепостных. В 17‒18 вв. с целью подготовки И. создаются учебные заведения. Развитие капиталистических отношений вызывает значительный рост И. Главными центрами её подготовки в 19 в. становятся университеты (Московский, Петербургский, Киевский, Харьковский, Казанский и др.), технические и с.-х. институты и академии. Существенные изменения происходят в структуре И.: уменьшается удельный вес дворянской интеллигенции, растет доля И., вышедшей из буржуазной и мелкобуржуазной среды; к середине 19 в. складывается слой разночинной И.

Большой вклад в 18‒19 вв. внесла И. в развитие русской и мировой культуры: учёные М. В. Ломоносов, Н. И. Лобачевский, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев, А. М. Бутлеров, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский и др.; поэты и писатели А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, Т. Г. Шевченко и др.; композиторы М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. С. Даргомыжский и др.; художники К. П. Брюллов, А.А. Иванов, И. Е. Репин, В. И. Суриков и др.; актёр М. С. Щепкин. Передовая дворянская, а затем разночинная И. играла активную роль в борьбе с царизмом (А. Н. Радищев, декабристы, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский и др.). В конце 19 в. в самодеятельном населении России И. составляла 2,7%, а И., работавшая в сферах материальной и духовной культуры, ‒ 1,3%. По переписи 1897, И. насчитывала 870 тыс. чел. В сфере материального производства работало около 95 тыс. чел., в том числе 4 тыс. инженеров, около 3 тыс. ветеринаров, 23 тыс. служащих ‒ в правлениях дорог и пароходных обществ, 13 тыс. ‒ почтово-телеграфных чиновников; в сфере духовной культуры ‒ 263 тыс. чел., в том числе свыше 3 тыс. учёных и литераторов, 79,5 тыс. учителей в учебных заведениях, 7,9 тыс. учителей ремёсел и искусств, 68 тыс. частных преподавателей, 11 тыс. гувернёров и гувернанток, 18,8 тыс. врачей, 49 тыс. фельдшеров, фармацевтов и акушерок, 18 тыс. художников, музыкантов и актёров. Самой многочисленной была И., служившая в государственном аппарате и в аппарате управления капиталистической промышленностью и помещичьими хозяйствами, ‒ 421 тыс. чел., в том числе 151 тыс. служащих органов гражданской администрации, 43,7 тыс. генералов и офицеров.

Развитие И. России в период империализма проходило нарастающими темпами. За 20 лет (1897‒1917) численность И. удвоилась (свыше 1,5 млн. чел. в 1917). С 1896 по 1911 число врачей увеличилось на 61%, учителей начальной школы ‒ на 70%. К 1913 почти вдвое выросло число инженеров (7,8 тыс. чел.). И. была крайне неравномерно распределена по разным районам страны. Например, в Средней Азии в 1913 на 10000 жит. приходилось врачей в 4 раза меньше, чем в Европейской России. Возрастала тенденция в сторону увеличения в составе И. выходцев из зажиточных слоев городской и сельской мелкой буржуазии. Так, среди сельских учителей число выходцев из крестьян и мещан в 1911 по сравнению с 1880 увеличилось в 6 раз и достигло 57,9% всех учителей. В составе И. уменьшилась доля «свободных профессий» и возрос удельный вес И., служившей в государственных и частных учреждениях и предприятиях.

В социальном отношении И. не была однородна. В дворянско-помещичью И. входили чиновничьи верхи государственного аппарата и офицерского корпуса. Она занимала черносотенно-монархические позиции. Буржуазная И. включала верхушку научно-технической, медицинской, художественной И., журналистов, адвокатов и т. п. Эта И., как правило, стояла на позициях буржуазного либерализма, проводила политику сотрудничества с царизмом, в значительной мере составила кадры партии кадетов. Мелкобуржуазная И. (в основном народные учителя, средняя техническая и медицинская И., мелкие служащие учреждений и предприятий) составляла большую часть И. По своему происхождению, экономическому положению она была близка к массе городской мелкой буржуазии и крестьянства. Масса демократической И. участвовала в Революции 1905‒07, шла, хотя и не без колебаний, за пролетариатом. После поражения революции значительная часть И. оказалась под влиянием либеральной буржуазии. В 1917 мелкобуржуазная И. поддержала борьбу народа в Февральской революции.

Численно небольшим был слой пролетарской И. Он формировался из рабочих, которые смогли в условиях капитализма стать образованными людьми. Огромную роль в формировании и воспитании рабочей И. играла большевистская партия, вносившая в ряды пролетариата марксистско-ленинскую идеологию. В составе пролетарской И. были и те выходцы из буржуазной и мелкобуржуазной И., которые стали на позиции революционного марксизма. Пролетарская И. была последовательно революционной частью И.

Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 положила начало новому периоду в истории русской И. Большевистская партия стремилась к тому, чтобы масса И. стала союзником пролетариата в социалистической революции и социалистическом строительстве. Однако добиться этого удалось не сразу. Только некоторая, небольшая часть И., прежде всего члены большевистской партии, боролась за установление и упрочение Советской власти. Она составляла 1‒1,5% всей И. России (5‒7% состава партии к началу Октябрьской революции). После победы Октябрьской социалистической революции в аппарат управления стали выдвигаться многочисленные представители наиболее грамотных и преданных социализму рабочих и трудящихся крестьян. В первые же месяцы существования диктатуры пролетариата она получила поддержку ряда видных деятелей культуры и искусства (К. А. Тимирязев, К. Э. Циолковский, Н. Е. Жуковский, И. П. Павлов, А. А. Блок, В. Я. Брюсов, А. С. Серафимович и др.). Им противостояла И., входившая в контрреволюционные партии октябристов, кадетов, эсеров, меньшевиков, буржуазных националистов, активно боровшаяся против Советской власти.

Большая часть И. во время Октябрьской социалистической революции и первое время после неё проявила значительные колебания. Опыт первого года Советской власти, уроки интервенции и белогвардейщины обусловили начавшийся в конце 1918 поворот И. в сторону Советской власти. Это был длительный и сложный процесс. Большевистская партия стремилась помочь этой И. скорее преодолеть свои сомнения. Большое значение имела борьба В. И. Ленина против «левых коммунистов», рабочей оппозиции, пытавшихся насадить враждебное отношение к И. Коммунистическая партия воспитывала И. в духе марксизма-ленинизма. Результатом этой работы явилось активное участие И. в строительстве социалистической экономики и культуры, укреплении оборонной мощи Советского государства.

Одним из главных результатов культурной революции в СССР является подготовка и воспитание многомиллионной армии народной, социалистической И. Эту задачу Коммунистическая партия решала на путях развития прежде всего высшей школы. Если в 1914/15 учебном году в стране было 127 тыс. студентов, то в 1940/41 ‒ 812 тыс., а в 1971/72 ‒ 4597 тыс. Большую роль в подготовке кадров И. сыграли средние специальные учебные заведения, число учащихся в которых возросло с 54 тыс. в 1914/15 до 4421 тыс. в 1971/72 учебном году.

Советская И. как социальная группа отличается сложной внутренней структурой. В послевоенные десятилетия она не только быстро растет количественно, но и существенно изменяется качественно. В 1926 в СССР насчитывалось менее 3 млн. работников, занятых преимущественно умственным трудом, в 1971 ‒ более 30 млн. чел. По данным переписей населения, инженерно-технических работников в 1939 было 1620 тыс., в 1959 ‒ 4045 тыс., в 1970 ‒ 8450 тыс.; число учителей начальных и средних школ в 1939 составляло 1206 тыс., в 1959 ‒ 2023 тыс., в 1970 ‒ 3033 тыс.; врачей в 1939 было 122 тыс., в 1959 ‒ 338 тыс., в 1970 ‒ 556 тыс. В дореволюционной России насчитывалось 11600 научных работников, в 1971 в СССР ‒ 1002900 (в том числе 26,1 тыс. докторов, 249,2 тыс. кандидатов наук), или 1/4 часть всех научных работников мира. Среди специалистов, имеющих высшее и среднее образование, занятых в народном хозяйстве СССР, женщины составляли в 1928 29%, в 1940 ‒ 36%, в 1971 ‒ 59%. В 1928 в стране было агрономов, зоотехников. ветеринарных работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, 58 тыс., в 1970 ‒ более 1 млн. чел. Быстрыми темпами росла И. в национальных республиках. В Казахстане например, число врачей составляло в 1913 0,2 тыс., в 1940 ‒ 2,7 тыс., в1950 ‒ 6,4 тыс., в 1971 ‒ 31,1 тыс.

В СССР народная, социалистическая И. состоит из людей, в подавляющем большинстве вышедших из среды рабочих и крестьян. В составе И. представители всех национальностей СССР. Во всей деятельности И. руководствуется марксистско-ленинской идеологией. И. СССР внесла большой вклад в дело строительства социализма, в осуществление социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, в решение задач культурной революции, в укрепление Вооружённых Сил Советского государства, в защиту Родины в годы Великой Отечественной войны 1941‒45.

И. вместе с рабочим классом и колхозным крестьянством участвует в коммунистическом строительстве. Велика её роль в создании материально-технической базы коммунизма, в дальнейшем расцвете социалистической духовной культуры, в развитии науки и техники (особенно в век быстро происходящей научно-технической революции), дальнейшем росте военного могущества страны, в решительной, непримиримой борьбе против буржуазной идеологии, в воспитании советских людей в духе марксизма-ленинизма.

Самую передовую часть И. партия принимает в свои ряды. Партия на добровольных началах объединяет «...передовую, наиболее сознательную часть рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции СССР» (Устав КПСС, 1971, с. 3). В начале 1970 из 14 млн. членов КПСС было около 6 млн. инженеров, техников, агрономов, учителей, врачей и др. специалистов. В ходе строительства коммунизма классовая структура советского общества развивается в направлении к социальной однородности. Осуществляется постепенное стирание существенных различий между работниками умственного и физического труда. Культурно-технический уровень рабочих и крестьян всё больше поднимается до уровня И. В условиях научно-технического прогресса всё более возрастают удельный вес И., её социальная роль. Коммунистическая партия и Советское правительство, проявляя огромное внимание к И., укрепляют творческие союзы и организации И., повседневно заботятся о повышении её идейной закалки, деловой и политической активности, её роли в решении задач коммунистического строительства.

Л. К. Ерман.



Лит.:

Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; его же, Теории прибавочной стоимости, там же, т. 26; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Проект программы нашей партии, там же, т. 4; его же, Что делать?, там же, т. 6; его же, Шаг вперёд, два шага назад, там же, т. 8; его же, Партийная организация и партийная литература, там же, т. 12; его же, Ответ на открытое письмо специалиста, там же, т. 38; его же, О литературе и искусстве, [сб.], 4 изд., М., 1969; Калинин М. И., О задачах советской интеллигенции, [М.], 1939; Луначарский А. В., Об интеллигенции, М., 1923; его же, Интеллигенция в её прошлом, в настоящем и будущем, [М.], 1924; Лафарг П., Пролетариат физического и пролетариат умственного труда, Соч., т. 2, М.‒Л., 1928; Грамши А., Интеллигенция и организация культурной деятельности, Избр. произв., т. 3, М., 1959; Программа КПСС, М., 1971; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Лейкина-Свирская В. Р., Формирование разночинской интеллигенции в России в 40-х годах XIX в., «История СССР», 1958, № 1; её же, Интеллигенция в России во 2-й пол. 19 в., М., 1971; Константинов Ф. В., Советская интеллигенция, «Коммунист», 1959, № 15; Городские средние слои современного капиталистического общества, М., 1963; Структура рабочего класса капиталистических стран, Прага, 1962; Классы и классовая борьба в развивающихся странах, т, 1‒3, М., 1967‒68; Федюкин С. А., Советская власть и буржуазные специалисты, М., 1965; Советская интеллигенция (история формирования и роста 1917‒1965 гг.), М., 1968; Классы, социальные слои и группы в СССР, М., 1968; Гаузнер Н. Д., Научно-технический прогресс и рабочий класс США, М., 1968; Кон И. С., Размышления об американской интеллигенции, «Новый мир», 1968, № 1; Мамардашвили М. К., Интеллигенция в современном обществе, в кн.: Проблемы рабочего движения, М., 1968; Румянцев А. М., Проблемы современной науки об обществе, М., 1969; Семенов В. С., Капитализм и классы, М., 1969; Ерман Л. К., В. И. Ленин о роли интеллигенции в демократической и социалистической революциях, в строительстве социализма и коммунизма, М., 1970; Надель С. Н., Научно-техническая интеллигенция в современном буржуазном обществе, М., 1971; Гэлбрейт Дж., Новое индустриальное общество, М., 1969; Mills Ch. W., White collar. The American middle classes, N. Y., 1951; Sozialismus und intelligenz, B., 1960; Le Parti communiste française, la culture et les intellectuels, P., 1962; Bon F., Burnier M.-A., Les nouveaux intellectuels, P., 1966; Coser L., Men of ideas, N. Y., 1965.

Е. А. Амбарцумов, Л. К. Ерман.




Резюмирую для тех, кто поленился прочитать полностью статью БСЭ:  при капитализме интеллигенция бывает хорошая и плохая, в зависимости от того, занимает ли она прогрессивные или реакционные позиции. Позиции эти она занимает в зависимости от своего социального происхождения и положения. Ну, попросту говоря, кто служит правящему классу, тот и сам плохой. Кто вышел из рабочих и крестьян - тот имеет больше шансов стать хорошим.

При социализме интеллигенция вся хорошая. Потому что она почти вся вышла из рабочих и крестьян, и в меньшей степени - из себя самой. В начале, после революции, хороших интеллигентов было мало, но потом, в результате мудрой ленинской политики их стало много. Куда девались плохие БСЭ умалчивает.
Tags: БСЭ, Ленин, библиография, определения
Subscribe

promo intelligentsia1 july 14, 2018 15:25 4
Buy for 10 tokens
Нам - 10 лет! Я создал это сообщество 15 июля 2008 года. Поздравляю с юбилеем 536 Сообщниц и Сообщников, 488 Читательниц и Читателей, ну и себя, любимого, конечно! За последние 5 месяцев нас стало на 7 Сообщников и на 8 Читателей меньше... То есть число наше стабилизировалось, и мы с Вами,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments