Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote in intelligentsia1,
Александр Бангерский
banguerski_alex
intelligentsia1

А.Зиновьев, из книги "На пути к сверхобществу"

Поскольку в своих книгах и статьях Александр Зиновьев изображал и анализировал советское общество, его работы весьма ценны для понимания феномена интеллигенции. Здесь я привожу лишь одну небольшую главку из его книги "На пути к сверхобществу" (1998).


     ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
    
     Термин "интеллигенция" многосмыслен, причем в каждом случае смысл
    довольно неопределенен. И дело тут не просто в игнорировании требований
    логики к терминологии, а в сложности социальной структуры населения, в ее
    изменениях и многоплановости.
     До революции в интеллигенцию включали писателей, художников, ученых,
    врачей, инженеров, учителей, профессоров и т.п., короче говоря - более или
    менее образованных людей, занимавшихся интеллектуальным трудом или по
    крайней мере трудом, требовавшим образования и интеллектуальных усилий.
    Таких людей было сравнительно немного. Они образовывали особую социальную
    категорию. Их социальную роль видели в просвещении "народа" и в его
    идейно-моральном улучшении. Они сыграли огромную роль в критике
    дореволюционного общества и в идейной подготовке революции 1917 года.
     После Октябрьской революции еще имела место какое-то время инерция
    дореволюционного статуса этой категории граждан общества. Однако вскоре
    вступили в силу новые факторы. Во-первых, общее и профессиональное
    образование стало достоянием миллионов людей, так что этот признак уже не
    выделял интеллигенцию в старом смысле из прочей массы людей.

     Во-вторых, сферы деятельности, ранее считавшиеся сферами интеллигенции,
    разрослись настолько, что число занятых в них людей стало исчисляться
    сотнями тысяч и даже миллионами. Причем и их коснулись общие законы
    социального структурирования. На первый план вышли социальные различия
    людей, занятых в совокупности в одном и том же виде интеллектуальной,
    творческой, культурной и т.д., в общем - "интеллигентской" деятельности.
    Например, в науке установилась многоступенчатая иерархия социальных позиций
    от академиков, принадлежавших к самым высшим и привилегированным слоям
    общества, и до младших научных сотрудников, технического персонала и всяких
    подсобных работников, принадлежавших к низшим слоям. Разница в жизненных
    благах для них достигла колоссальных размеров. Аналогичная ситуация
    сложилась и в других сферах "интеллигентского" труда.
     И в-третьих, высоко образованные люди заполонили все прочие,
    "неинтеллигентские" сферы общества - государственные учреждения,
    управленческий аппарат, органы государственной власти, милицию, юридические
    учреждения, армию, спорт и т.д. Большое число ученых, писателей, художников,
    музыкантов, профессоров, юристов, врачей и т.д. заняли в обществе такое
    положение, что их скорее следовало отнести к категории чиновников системы
    власти и управления, чем к интеллигенции в старом смысле.
     Тем не менее в послесталинские годы сложилась определенная категория
    людей, которую можно назвать интеллигенцией. В широком смысле слова. В эту
    категорию вошли люди с высшим и специальным средним образованием, занятые
    трудом по профессии, приобретенной благодаря образованию (научные работники,
    преподаватели, врачи, инженеры, журналисты и т.д.). Для них источником
    средств существования и жизненного успеха стало именно их профессиональное
    образование и успехи в профессиональной работе. Многие из них заняли
    довольно высокое положение в обществе, большинство - среднее, прочие имели
    шансы както повысить свой статус и улучшить свои жизненные условия. В целом
    эта категория имела целый ряд преимуществ перед другими - сравнительно
    обеспеченное положение, легкая и интересная работа, минимум или отсутствие
    риска, гарантии положения, возможности улучшений, доступ к культуре, среда
    общения и многое другое. Кто-то пустил в ход слово "образованщина", вполне
    подходящее для этой категории.
     С моральной точки зрения "образованщина" была (и остается) наиболее
    циничной, приспособленческой, трусливой и подлой частью населения. Она была
    лучше других образована. Она была уверена в своей профессиональной нужности
    и ценности. Ее менталитет был гибок, изворотлив. Она умела представить любое
    свое поведение в наилучшем свете и найти оправдание любой своей подлости.
    Она стала добровольным оплотом режима. Она была не жертвой режима. А его
    носителем, его слугой и хозяином одновременно. Она была социально
    эгоистичной, думала только о себе. Ее роль представляется двойственной. С
    одной стороны, она поставляла людей в оппозицию к режиму, сочувствовала
    диссидентам и даже поддерживала их, была подвержена влиянию западной
    пропаганды. А с другой стороны, она поддерживала антиоппозиционные действия
    властей и сама активно громила диссидентов и "внутренних эмигрантов".
     Одновременно с рассмотренным процессом происходило формирование
    сравнительно немногочисленного слоя, который можно назвать (и часто
    называют) интеллигенцией в узком смысле слова или "интеллектуалами". К концу
    брежневского периода этот слой стал весьма ощутимой силой в обществе. В него
    вошли представители науки, литературы, музыки, журналистики, профессуры,
    театра, изобразительного искусства и других сфер культуры. Это - известные
    личности, имевшие более или менее широкое и сильное влияние на умы и чувства
    людей. Но не только они. В этот слой вошли и многие тысячи людей "помельче",
    рангом ниже, но на своем уровне, в своем регионе и в своей сфере выполнявшие
    сходные функции, занимавшие сходное положение. И так вплоть до самых
    "маленьких", своего рода "солдат" и "чернорабочих" этой армии
    интеллектуалов, которые выполняли функции распространителей влияния
    интеллектуальных "офицеров" и "генералов", а также служили резервом
    воспроизводства этого социального монстра.
     Этот слой "властителей дум" советского сверхобщества был базой западного
    идейного наступления на советское сверхобщество, поставщиком в пятую колонну
    Запада в Советском Союзе. Одновременно его "генералы" и "офицеры" делали
    успешную карьеру, добивались успеха, наживались, приобретали репутацию
    борцов за прогресс, умело использовали конъюнктуру дома и на Западе. В этой
    среде вызрела идея: элита общества должна жить по-западному, для чего надо
    "народ" заставить работать на нее тоже по-западному.

http://www.biglib.com.ua/read.php?pg_which=87&dir=0022&f=22_34&book_id=3550
    

Tags: Зиновьев, ключевые тексты
Subscribe

promo intelligentsia1 july 14, 2018 15:25 4
Buy for 10 tokens
Нам - 10 лет! Я создал это сообщество 15 июля 2008 года. Поздравляю с юбилеем 536 Сообщниц и Сообщников, 488 Читательниц и Читателей, ну и себя, любимого, конечно! За последние 5 месяцев нас стало на 7 Сообщников и на 8 Читателей меньше... То есть число наше стабилизировалось, и мы с Вами,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment