ЕВД (echinococcus) wrote in intelligentsia1,
ЕВД
echinococcus
intelligentsia1

Инволютивная эволюция человечества

Как-то решили в поликлиническом отделении некой больницы, открыть радиолекторий в коридорах всех трех этажей лечучреждения. Идея, на первый взгляд, вроде бы неплохая: пока больные дожидаются консультаций специалистов, они имеют возможность узнать для себя что-то новое о разных заболеваниях, их диагностике, лечении и профилактике. Однако с другой стороны, людей которые пришли в больницу, привело туда не стремление к санпросвету, а необходимость избавиться от боли и страданий, причиненных их болезнями. Но, как говорится, что сделано, то сделано. И через колонки, прикрепленные к потолку, на головы пациентов полилась всевозможная медицинская информация, правда, поместившаяся всего в десяти треках, ежедневно проигрываемых по кругу в течение семи часов.
Естественно, через пару недель голоса дикторов стали надоедать, притом об этом первыми заговорили врачи поликлиники, а затем и средний персонал. Что же до больных, то, судя по отсутствию претензий на нововведение, радиолекторий их вполне устраивал. В поликлинику каждый день приходят новые пациенты, и сидя в очереди под кабинетом врача от часа до трех в ожидании приема, в принципе, в какой-то мере даже полезно расширить свои познания в медицине пусть даже за счет навязываемой информации.
Прошло еще некоторое время и, наконец, врачи, утомленные бесконечным проигрыванием одних и тех же звуковых дорожек, слышимых даже сквозь кабинетные двери, отправились со своим предложением к руководству больницы.
После состоявшегося разговора, врачам отказали в закрытии радиолектория, но было решено «разбавить» его звучание – уже ставшего ненавистным – классикой. И если в супермаркетах и торговых центрах классику включают с целью более легкого расставания покупателей с деньгами, а в метро при помощи классики пытаются седатировать скопление людей, то в данном случае, классика нужна была для того, чтобы не повредиться рассудком. Ведь происходящее в коридорах походило на психологическую пытку под названием «Музыкальная шкатулка», якобы использовавшуюся КГБ и ЦРУ в годы холодной войны: человека изолировали в комнате и в течение определенного времени глушили повторяющейся музыкой или монотонным шумовым звукорядом. После такого издевательства, спецслужбы, как правило, извлекали из объекта пыток необходимую информацию.
Так вот, поручили задание сделать подборку классической музыки одному врачу, который и подготовил около полусотни произведений знаменитых итальянских композиторов. В плейлист включили скрипичные произведения и концерты для виолончели таких знаменитых мастеров как Локателли, Альбинони, Перголези, Скарлатти, Боччерини, Галуппи и Тартини; симфоническую музыку специально не брали ввиду характерного для нее усиления и затухания звука, что было бы неприемлемо для поликлинических коридоров, иначе возле регулятора громкости пришлось бы постоянно держать человека. И с началом нового рабочего дня, в поликлинике приглушенно раздались мягкие, чарующие звуки проверенной веками музыки. Но, что называется, благими намерениями дорога в ад вымощена. Не прошло и часа, как одна медсестра обозвала творения талантливого Локателли «идиотской музычкой», при этом добавила, дескать, у нее сейчас «уши будут вянуть». Спустя пару часов, другая медсестра пожаловалась коллеге на ощущение «дежа-вю», будто классика переносит ее во времена Союза, где по радио и ТВ всегда можно было услышать подобное «занудство», а потому эта музыка у нее ассоциируется с дефицитом зубного порошка и хозяйственного мыла. Коллега, в свою очередь, живо отозвалась, припомнив, что особенно долго в то время классика звучала, когда кто-то из генсеков умирал. Удивила и санитарка, сказав своей напарнице: «Зачем этого Чакофского включили – и без него нормально было…» На что вторая младшая медработница ответила, мол, скорее это не Чайковский, но она тоже против него. И все это первоначальное неприятие прекрасного можно было бы стерпеть и дождаться момента привыкания людей к образцам высокого музыкального искусства, если бы во второй половине рабочего дня одна из пациенток не продемонстрировала, так сказать, «всенародное волеизъявление». Имевшая весьма здоровый и цветущий вид, женщина лет сорока, вдруг стала открывать двери всех подряд кабинетов, и угрожать, что напишет жалобы во все мыслимые и немыслимые инстанции на тех, кто позволил себе включить в коридорах музыку, а потом, добравшись до кабинета заведующей отделением, она потребовала (дословно) «срочно прекратить это моральное изнасилование».
Пациент, как известно из медицинской деонтологии, всегда прав. Поэтому, ничего не оставалось, как полностью удалить весь плейлист с классикой и вновь загрузить десяток всем осточертевших треков. Надо сказать, что последние были восприняты совершенно спокойно, и все вернулось на круги своя. Опыт приобщения сограждан к настоящей музыке закончился полным провалом.
В связи с этой историей, хотелось бы затронуть некоторые аспекты относительно индивидуальных необходимостей современного человека и состояния уровня общей культуры и образованности общества.
Для этого следует уточнить, что человеку нужно и чего он хочет.
В психологии существует ряд классификаций потребностей человека. Например, самая известная из них, принадлежит основателю гуманистической психологии Абрахаму Маслоу, выделившему пять уровней потребностей: физиологические (голод, жажда, половое влечение); экзистенциальные (безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни); социальные (общение, социальные связи, привязанность, забота о другом, внимание к себе, совместная деятельность); престижные (самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост); духовные (познание, самоактуализация, самовыражение).
Эти группы составляют иерархическую структуру, обычно изображаемую в виде пирамиды или лестницы потребностей. Иными словами предполагается, что потребности должны удовлетворяться в той последовательности, в какой они расположены.
Однако несмотря на определенно существующую закономерность в удовлетворении потребностей, история пестрит фактами, свидетельствующими о значительном отклонении от установленной поэтапности. Известны случаи, когда необходимость самореализации и духовного развития, не дожидаясь удовлетворения первичных потребностей (физиологических и экзистенциальных), становилась путеводной звездой для некоторых людей. Достаточно вспомнить Михаила Ломоносова, проделавшего невероятно трудный зимний путь за знаниями в Москву, Даниила Хармса, в полуголодном состоянии писавшего рассказы, Василия Калинникова, которому после триумфальной премьеры его первой симфонии, в шляпу собирали деньги на лечение туберкулеза, и Андрея Рублева, по легенде, при росписи храма несколько лет не спускавшегося с лесов, из-за чего стопы иконописца приросли к лаптям.
Но это путь единиц, в массах же, последовательность человеческого развития зациклена на первичных потребностях, редко поднимаясь выше по иерархической лестнице, не говоря уже о достижении уровня духовных потребностей. Говоря другими словами, людей интересует исключительно материальная сторона бытия. К чему это приводит?
Пользователям Интернета хорошо известен видеоролик одного телеканала США, в котором интервьюировали рядовых американцев на предмет знания элементарных исторических событий и географии. Практически все люди при этом оказались неспособными дать сколь-либо правильные или вразумительные ответы на поставленные простейшие вопросы. И пока российские обыватели, просматривая сей действительно обескураживающий сюжет, держались от смеха за животы, радуясь правоте бодряка Задорнова, где надо, а где не надо, неустанно утверждающего, что американцы народ тупой, в это время, Лия Гельдман, к слову студентка, взяла, да и сняла аналогичный ролик на российской улице. В итоге, результаты опроса граждан России, оказались не менее, если не более, плачевными. Конечно же, пришлось срочно спасать миф о русских, как о самом читающем и эрудированном народе в мире, и на помощь пришли сотни пользователей Интернета. Они то и нашли «выход» из нелицеприятной, даже позорной ситуации, обозвав автора в своих малограмотных комментариях к сюжету «грязной еврейкой, намеренно опорочившей русский народ». После чего, получив самоудовлетворение, комментаторы разбежались по бескрайним просторам глобальной паутины.
Но давайте, не переходя на обвинения по национальному признаку, признаемся честно – стоит любому русскому с мало-мальски работающей головой, взять в руки видеокамеру и выйти на любую улицу любого города и – пожалуйста – материала подобного отснятому российской студенткой, будет собрано более чем достаточно. Да что говорить: не так давно, в день когда умер выдающийся советский и российский актер, народный артист СССР Олег Янковский, я, узнав об этом утром, поделился печальном известием с одним знакомым врачом, так он мне ответил, что у него не было такого пациента, и он в этом абсолютно уверен. Я был настолько ошеломлен, что решил опросить еще несколько людей по этому поводу. Почти все остальные задавали мне один и тот же вопрос: «А кто такой Янковский?». Услышанное так меня поразило, что последней девушке, которой рассказал о смерти великого актера, пришлось ответить с серьезным лицом, что это был родной отец Бритни Спирс.
Кстати, многие люди вполне уверены, что Бетховен – не что иное, как кличка сенбернара из знаменитой комедии, Моцарт – название дорогих конфет, Чайковский – какой-то гламурный гомосексуалист, также, несомненно, российский водочный бренд и, в последнюю очередь, фигура, определенным образом связанная с миром музыки. Данные соцопросов неутешительно свидетельствует: более 60 процентов молодых россиян не могут с точностью назвать последовательность, в которой расположены полосы национального триколора, часть жителей не догадываются, какой праздник отмечается 1 Мая. Половина опрошенных украинских десятиклассников не смогли расшифровать аббревиатуру СМИ, а с СНГ не «справились» 90% тех же школьников; большинство юношей и девушек затрудняются ответить в какие годы была Великая отечественная война, кто такой Патон, Амосов и другие знаменитые люди. В то же время, кроме огромнейшего количества людей, чуждых эстетического наслаждения высоким искусством и лишенных какого бы то ни было желания знать что-либо вообще, кроме своих нехитрых сиюминутных запросов и необходимостей (как было показано на примере отношения к музыке итальянских композиторов в больнице), есть и другая большая категория граждан, получивших своеобразный минимум культурного образования, в остальном предпочитая довольствоваться тем, чем пичкает их мэйнстрим.
Время медийного создания условного эстетического ликбеза, относится к началу 90-х гг. прошлого века. Быстрое опускание планки отечественного образования, укоренение идеи об узкопрофильной профессиональной ориентации подрастающих поколений, обусловила распространение примитивного культурного базиса. В тот период усилиями рекламной индустрии, аукционными домами «Сотбис» и «Кристис», кинематографом и даже, как ни странно, поп-музыкой, началось активное изъятие наиболее легко воспринимаемых творений мастеров прошлого и перенос произведений, а также их адаптация под текущие нужды. Этот стандартный минимум включает в себя знание из классической музыки Бетховена (притом только 1-й части 5 симфонии, 7 и 14 сонат для фортепиано), Моцарта, исчерпываемого «Реквиемом» и «Маленькой ночной серенадой», оперы «Щелкунчик» Чайковского, «Времен года» Вивальди и «Токкаты и фуги ре минор» И.С. Баха; восхищение живописью ограничено автопортретом Ваг Гога и его же «Подсолнухами», «Черным квадратом» Малевича, «Джокондой» Леонардо да Винчи и двумя-тремя картинами Сальвадора Дали; мировой литературный процесс известен по нескольким случайно прослушанным аудио-книгам, да из сериалов по типу «Есенин», «Идиот», «Мастер и Маргарита». Такой подход к культуре как раз пришелся по душе многим гражданам, не желающим по-настоящему притрагиваться к гигантскому пласту мирового искусства. Безусловно, дифференцировка на узкие специальности имеет свои плюсы, но среди них есть и огромные минусы, среди которых, на первое место следует поставить отсутствие целостного, всестороннего развития личности. В конечном счете, узкопрофильная направленность формирования человека приводит к развитию его социальной незавершенности.
Естественно, поверхностное отношение к культуре, повлекло за собой возникновение низких цен на посещение храмов искусства. В Киеве, к примеру, самый дешевый билет в Филармонию, Дом органной и классическом музыки, или в Музей русского изобразительного искусства, эквивалентен стоимости бутылки пива. Почему-то индекс «БигМака» – неофициальный способ определения паритета покупательной способности – додумались высчитывать в разных странах, а вот интересоваться соотношением цены бутылки пива среднего качества со стоимостью самого дешевого билета в культурное заведение на ум никому не пришло. А вот как раз такой «пивобилетный» индекс и способен служить индикатором состояния любого общества.
В некогда великой стране, где когда-то, грубо говоря, каждому дворнику было известно, сколько и каких романов написали Толстой с Достоевским, стремительное падение уровня общей образованности и деактуализацию культуры принято объяснять социально-экономическими потрясениями последнего десятилетия минувшего века. Но все же, несмотря на справедливость данной трактовки причин интеллектуального упрощения и обмельчания большинства граждан, такое объяснение только отчасти проливает свет на продолжающиеся процессы деградации общества.
Истина, вполне возможно, состоит в том, что человек третьего тысячелетия более не нуждается в чтении книг и походах в музеи. Вероломная информационная эра, ловко обвела обывателя вокруг пальца, предложив ему якобы несравненно больше, чем, скажем, созерцание шишкинского «Соснового бора» или сопереживание внутренним коллизиям героя рассказа Короленко, куда-то там едущего на телеге.
Происходящая визуальная революция обусловила совершенно необязательное умственное и духовное напряжение сил человека: вождем этой революции по праву можно назвать 3D графику, проникнувшую практически во все сферы существования человека, и подчинившую себе любые виды индустрии развлечений и производства материальных ценностей. Бурное развитие Интернета, социальных сетей, порноресурсов, компьютерных игр, расширение возможностей телевидения, отняли возможность самостоятельного действия у человека, притупив в нем такие фундаментальные основы как мышление и воображение, зашорили сенсорную сторону бытия. Желание что-то самому создавать, творить, основательно уничтожено в массах: можно беззаботно сидеть в удобном кресле перед телевизором или монитором компьютера с широко открытыми глазами – все остальное сделают за тебя и тебе же покажут. Творчество как таковое, отныне заменено новомодным словом «креативность». И хотя понятия «креативность» и «творчество» синонимичны, первому присуще умышленное создание тех или иных продуктов с целью их последующей монетизации, тогда как творчество для ряда людей всегда являлось жизненной необходимостью самовыражения и непреодолимой потребностью; при этом плата творцу рассматривалась лишь в качестве бонуса за его интеллектуальное и внутреннее напряжение.
Чем же чревато для социума следование и ублажение первичных потребностей человека? Если человек замкнут в кругу своих простейших необходимостей, не желает опираться на опыт предыдущих поколений, с пренебрежением относится к ценностной системе человеческих взаимоотношений и отказывается от комплексного восприятия цивилизационнной картины развития, то такого субъекта, проживающего обществе, в котором он является большинством, неминуемо подстерегает инволюция всего человеческого. И уж в таком положении, абсолютно точно, что никакому научно-техническому прогрессу вместе с тотальной гиперинформатизацией мира не будет под силу кого-либо спасти.
Subscribe

promo intelligentsia1 july 14, 2018 15:25 4
Buy for 10 tokens
Нам - 10 лет! Я создал это сообщество 15 июля 2008 года. Поздравляю с юбилеем 536 Сообщниц и Сообщников, 488 Читательниц и Читателей, ну и себя, любимого, конечно! За последние 5 месяцев нас стало на 7 Сообщников и на 8 Читателей меньше... То есть число наше стабилизировалось, и мы с Вами,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments