Роман Домнушкин (roman_ganzha) wrote in intelligentsia1,
Роман Домнушкин
roman_ganzha
intelligentsia1

Ортодоксия интеллектуала

Славой Жижек в книге «Кукла и карлик»[1] замечает, что в наши дни религия стремится утвердиться в качестве критической инстанции, артикулирующей то, что неправильно в существующем социальном порядке, а также — в качестве пространства, где выражается мнение несогласных. Таким образом, религия противостоит интеллектуальной доксе — набору «правильных» мнений о реальности, высказываемых представителями интеллектуального истеблишмента — точно так же, как ересь противостоит ортодоксии.

Обращаясь к отечественной интеллектуальной сцене, важно отметить господствующую здесь диктатуру мнения: то, что подлежит вытеснению за рамки дискурсивно дозволенного, — это не просто какие-то «неправильные» мнения, это критическое знание о реальности как таковое. Противоположные мнения — например, «коррупцию победить можно» и «коррупцию победить нельзя» — оказываются совместимыми в пространстве интеллектуальной аналитики: они обозначают пределы, внутри которых экспертное мнение счастливо избегает превращения в прямое критическое высказывание о реальности. Истина же заключается в том, что оба эти суждения ложны, поскольку обстоятельства, в силу которых коррупция может быть побеждена — это в точности те же самые обстоятельства, в силу которых она никогда не будет побеждена, а именно: государство объявляет себя субъектом борьбы с коррупцией, являясь при этом самой ее субстанцией.

Интеллектуал запрещает себе высказываться не только на языке «самой реальности», но также и на языке религиозной ортодоксии. Однако что если это один и тот же язык? Максима интеллектуала гласит: «О чем нельзя говорить, о том следует молчать». Но почему нельзя говорить о чем-то? И что это такое, о чем нельзя говорить? — Опыт показывает, что интеллектуал старательно избегает говорить о том, что «и так понятно», «и так всем хорошо известно» — о том, относительно чего не может быть разных мнений — то есть о том, что есть по истине, о бытии как таковом. Этот выстраданный интеллектуалами отказ говорить о том, что есть по истине, превращает бытие в ничто, банальность, пустышку, серый фон, на котором интеллектуал демонстрирует свой «проект». И только неустанное говорение о том, что незаметно окружает нас, о бытии самом по себе, помогает обнаружить его парадоксальный, невероятный, чудесный характер.

Интеллектуал всегда и везде стремится учредить свой институт — юридическое воплощение абстрактного принципа автономии. Реальность института замещает реальность самой реальности: практикуя «институциональное преодоление материального», интеллектуал открывает для себя бесконечные комбинаторные возможности виртуального мира идей. Это податливый мир, в котором стратегическая рациональность имплицирует опыт успеха. Тогда как опыт неудачи обесценивается, объявляется иррелевантным, не имеющим места в действительности. Интеллектуал верит в то, что правильные мнения легко конвертируются в социальные блага. Продуцируя рейтинги, стремясь аналитически охватить буквально все, интеллектуал фабрикует иллюзию универсальности: мир доступен для потребления в качестве совокупности предметов для оценивания и поводов для высказывания. Целью является «власть», то есть управление потребительской активностью других — «Потребляй только так, чтобы твоя потребительская корзина могла быть помыслена в качестве универсальной потребительской корзины».

Однако именно опыт неудачи составляет «субверсивное» ядро христианского опыта — такова главная мысль Жижека в упомянутой книге: само радикальное отделение человека от Бога соединяет нас с Богом, поскольку в фигуре Христа Бог полностью отделился от себя — и дело не в том, как «преодолеть» разрыв, отделяющий нас от Бога, но понять, до какой степени этот разрыв свойственен самому Богу. — Таким образом, если стратегия интеллектуала, направленная на устранение инертной субстанции мира, ведет к обожествлению разнообразных фикций — таких, как «государство», «институция» или «проект», то христианский опыт, опыт одиночества и оставленности, опыт крушения всех связей, соединяющих человека с источником бытия и реальности, — этот опыт ведет к подлинному открытию мира. Христианство впервые открывает мир — и мир оказывается слишком сложным и противоречивым, чтобы можно было осуществить его «снятие» в рамках простой аналитической конструкции. Этот мир, тщательно скрываемый интеллектуалами от самих себя, христианство открывает для поступка, для работы, для научного исследования, для революционного преобразования.

Но остается главный вопрос — что именно удерживает интеллектуала от опыта встречи с реальным? — Это его уверенность в том, что подобный травматический опыт уже переживает кто-то другой. Интеллектуал может говорить только потому, что кто-то другой в силу захваченности реальным вынужден молчать. Чтобы утвердить свои эксклюзивные права на высказывание компетентного мнения, интеллектуал должен пресечь прямую речь других, превратить ее в косвенную, лишить ее связи с реальностью и встроить в собственную доксу.

Подобную тактику «прерывания прямой речи других» наши интеллектуалы используют и в отношении fashion-иконы современного интеллектуализма — Славоя Жижека: они вписывают этого «неудобного» мыслителя в свой проект потребительской универсализации, объявляя его мысли всего лишь ширмой, фокусом, причудой, детской игрой, призванной отвлечь внимание публики от подлинной стратегии «балканского танцующего медведя от теории» — стратегии захвата власти в интеллектуальном сообществе. Чтобы понять, что Жижек в своих книгах предельно серьезен, надо прочесть их самостоятельно, не полагаясь на мнения других.



[1] Жижек С. Кукла и карлик: христианство между ересью и бунтом. — М.: Издательство «Европа», 2009. — 336 с.

 


Subscribe

promo intelligentsia1 july 14, 2018 15:25 4
Buy for 10 tokens
Нам - 10 лет! Я создал это сообщество 15 июля 2008 года. Поздравляю с юбилеем 536 Сообщниц и Сообщников, 488 Читательниц и Читателей, ну и себя, любимого, конечно! За последние 5 месяцев нас стало на 7 Сообщников и на 8 Читателей меньше... То есть число наше стабилизировалось, и мы с Вами,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments