журнал Владимира Семёнова (vlad_semenov) wrote in intelligentsia1,
журнал Владимира Семёнова
vlad_semenov
intelligentsia1

  • Mood:

Как вылечить ксенофобию головного мозга, или О толерантности

23 октября 2009 года во время проведения Пятой Ежегодной научной конференции "Религия в современной системе международных отношений" на факультете международных  отношений СПбГУ некий «Комитет 68-ми» движения коммунистов Санкт-Петербурга  организовал, как они это именовали, «акцию прямого действия» с целью протеста «против клерикализации образования и насаждения мракобесья». Об этом уже писали: http://gadkaya-zebra.livejournal.com/25054.html и http://com-piter.ru/2631.htm

Меня сложно упрекнуть в ангажированности в этом вопросе или в лоббировании интересов РПЦ, скорей наоборот, коллеги в Государственной Думе мою позицию традиционно считали антиклерикальной.  Я неоднократно выступал против религиозной ангажированности в образовании, притеснения прав религиозных меньшинств и пр.  Тем не менее, данная акция вызвала у меня некий шок и ощущение крайней брезгливости по отношению к организаторам провокации.  Вот отрывок из их собственного описания «На доклад иеромонаха Филиппа (Рябых) в режиме опоздания явились следующие персонажи: гопник с пивком и семками, бляди на 12 сантиметровых каблуках, беременная гомосексуальная пара, шахидка, сатанистка и черти.  В ход акции сразу вмешались охваченные религиозным безумием преподаватели факультета и организаторы клерикального действа. Участников грубо выволакивали из актового зала притом, что студенты не совершили ничего противозаконного. Были разбросаны листовки следующего содержания: «Вылечим православие головного мозга! …» и т.д. Выгоняемые из зала они выкрикивали лозунги "Долой попов из универа!", "Попы - воооооон!", "Бога нет, царя не надо!" и др. Естественно, участники акции жаловались, что их побили и прочее.

Эта история наводит на крайне печальные размышления о том, как порой правильно сформулированные изначальные постулаты (типа невмешательства церкви в образовательный процесс и пр.) в руках бездарной шпаны переворачивают все с ног на голову. Ну, во-первых, тема конференции была сформулирована крайне цивилизованно и научно ("Религия в современной системе международных отношений"), по сути, она даже не была православной, а приглашенный в качестве докладчика муфтий после этого скандала сразу покинул зал. Во-вторых, я просто физиономически сравниваю действительно светлый образ батюшки на фото и совершенно глумные лица «ряженых».
 
 

 

 Но главное не в этом. Проблема в том, насколько они, а в данном случае антиклерикалы,  антитолерантны и ксенофобны. Антитолерантно европейское якобы цивилизованное сообщество, которое гнусно оскорбляло чувства верующих мусульман  карикатурами на Пророка Мухаммеда в газетах. Антитолерантно мусульманское общество, нарушающее права женщин и не позволяющее даже туристу нормально пообедать днем в период  Рамадана, просто попить воды. К слову, в августе я именно в эти числа оказался в Дубае и изматерил всю их систему, когда на 40-градусной жаре я в течение часа не мог купить себе попить. Наконец, мне из-под полы продали бутылочку с водой под обещание не пить ее на территории торгового центра. Когда же я, как культурный человек спрятавшись в такси, стал пить эту воду, таксист так неодобрительно на меня глянул, как будто я, по крайней мере, высунул в окно голый зад. А принцип-то простой: ну ты сам хочешь голодать в светлое время суток - пожалуйста, но я -то тут при чем? Так нет же, все кафе в городе обязательно должны быть закрыты. Бред какой-то.

 

Антитолерантны православные, объединенные в Союз православных хоругвеносцев, нападающие на московские гей-клубы и устраивающие погромы гей-парадов. http://lenta.ru/news/2006/05/27/parad3/. Они все одним миром мазаны, и нельзя сказать, кто из них правее и лучше, они все – хуже. Они ксенофобы, дремучие дикие люди, не имеющие ничего общего с 21 веком, живущие с таким количеством мусора в голове, что действительно это диагноз «ксенофобия головного мозга». И точно такие же организаторы антиклерикальной провокации.  Они омерзительны в своей нетерпимости и безапелляционности, не говоря уже об элементарном отсутствии культуры. Они даже не задумываются, а почему представители церкви не имеют права провести свою конференцию. Заметим, в данном случае не было никакого вмешательства в образование, никакого ущемления их прав как неверующих или агностиков. И в данном случае именно они выступили агрессорами. Как якобы либеральные журналисты, оскорбляющие Мухаммеда.

В современном мире, в нынешней постмодернистской демократии, место коллизии личность-государство давно заняла коллизия большинство-меньшинство, на которой, собственно, и строится любое гражданское общество в Европе. Повсюду в мире оно вырастает из осознания того простейшего обстоятельства, что всякий человек либо худ, либо толст, либо черен, либо рыж, либо иноверец, либо инородец. Он или глуховат, или слеповат, или кривобок, пьет только черное пиво или только светлое, или не пьет никакого, вышивает крестиком и ни за что - гладью. Всякий человек - особенный, отдельный, всякий человек хоть в чем-то - меньшинство.  Гражданское пространство - это общежитие меньшинств, и к нему надо относиться исключительно бережно. Ни одна проблема не имеет однозначного решения. Никто не бывает совершенно прав. Если в одном месте сильно прибудет, в другом - обязательно отнимется. Дадим широкую дорогу евреям - возропщут православные, глухим - обидятся слепые, проституткам - завопят многодетные матери. Проституция - общественно-полезное зло, и ее стоит узаконить и социально защитить. Но одновременно необходимо защитить матерей, гуляющих с детьми, от ненужных встреч и неловких вопросов. Они имеют на это никак не меньшее право. И так во всем. Это, собственно, основная проблема гражданского общества: чтобы сойтись вместе, следует сначала разойтись по углам.

Уважай чужой псих, чтобы уважали твой собственный. Отсюда и родилась политическая корректность в Америке. В конце концов это не более чем эгоизм. Я меньшинство, вы меньшинство, все - меньшинство. Любое меньшинство - абсолютная ценность. Эти истины с трудом приживаются в России. Может быть, потому, что само слово "меньшинство" в русском языке увязано с сексуальной ориентацией, так уж сложилось. И даже люди, считающие себя просвещенными, говорят о гомосексуалистах и лесбиянках с непременно блуждающей улыбкой - так тоже сложилось. Это вообще-то странно: ведь речь идет о 5-7% населения земли, то есть о сотнях миллионов человек. Что ж тут смешного? Бросьте. Отчего ж не поглумиться над сотней-другой миллионов - дело житейское. И гомофобия Садового кольца не литературного происхождения, а лагерного. Это наследие тюрьмы, зоны, блатного мира, пацанской этики, для которой пидоры - всегда гады, неприкасаемые.

Сексуальное табу - самое тяжкое, сексуальные предрассудки - самые неистребимые. Для того чтобы с ними справиться, нужны века цивилизации. Отношение к сексуальным меньшинствам - едва ли не главный показатель развитости демократии. Это такая лакмусовая бумажка. Где больше гражданских свобод - в голубом Амстердаме, в геевском Берлине или в Дамаске с Багдадом? Вопрос праздный. Москва застряла ровно посередине. С одной стороны, Кремль призывает к строительству гражданского общества, с другой - мэрия в грубой форме запрещает и клеймит  гей-парад. Страшно представить, что сделали бы с мэрией, издай она подобную бумажку в любой другой европейской столице: камня на камне бы не осталось от ни в чем не повинного здания.

Но у них, в Европе, другие проблемы, прямо противоположные. Однажды в Риме геи задумали очередную демонстрацию, и на тот же день свою демонстрацию задумал Ватикан. У господствующей в Риме конфессии были важные, церковные соображения на счет выбранных времени и места, но тамошние геи ни за что не хотели принимать их в расчет. Они перли вперед с невозмутимостью московской мэрии. Они точно также говорили: "Никогда!" Их колонна должна была столкнуться с католическим шествием во что бы то ни стало.

 Воспитание терпимости к любому другому, к неправому, к агрессору в том числе, есть миссия сегодняшнего правозащитника. Надо все время помнить, что всесильный агрессор завтра может стать жертвой, что любая жертва - потенциальный агрессор. Это, видимо, имел в виду Гефтер, говоря, что "меньшинство не должно стремиться к овладению полнотой власти - у него свой предмет, свое занятие, свое предназначение". И надо постоянно уступать, идя навстречу друг другу. Но идти навстречу друг другу можно только по параллельным улицам. Такова логика движения в гражданском обществе. И создание параллельных мест - наша главная задача.  


Subscribe

promo intelligentsia1 july 14, 2018 15:25 4
Buy for 10 tokens
Нам - 10 лет! Я создал это сообщество 15 июля 2008 года. Поздравляю с юбилеем 536 Сообщниц и Сообщников, 488 Читательниц и Читателей, ну и себя, любимого, конечно! За последние 5 месяцев нас стало на 7 Сообщников и на 8 Читателей меньше... То есть число наше стабилизировалось, и мы с Вами,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments