журнал Владимира Семёнова (vlad_semenov) wrote in intelligentsia1,
журнал Владимира Семёнова
vlad_semenov
intelligentsia1

  • Mood:

Возвращение в Брайдсхед


Посмотрел «Возвращение в Брайдсхед» (Великобритания, 2008г.) по одноименному роману Ивлина Во. Кстати, удивился, сколь многие мои более чем образованные и культурные друзья о нем не слышали. Хотя вещь эпохальная - для тех, кто любит Европу, старую Англию, темы «Оксфорд», «аристократия», «старинные имения» и пр. Это, безусловно, лучшее произведение британского классика, скучноватое, как и все его вещи, неоднозначное и ценностно многогранное, по его собственным словам ставшее некрологом высшего класса старой Англии. Это история упадка старинного католического рода Марчмейнов, рассказанная от лица их случайного попутчика по жизни Чарльза Райдера. Также случайно оказавшись во время Второй мировой войны в родовом замке Брайдсхед, Райдер вспоминает все происшедшее с ним здесь двадцать лет назад. Вспоминает как посторонний (просто в какой-то сартровской трактовке), серая тень в бурлящем водопаде внутренних эмоций, утопленных в британской трясине  условностей.

Этот взгляд постороннего более-менее удалось передать и в фильме, насколько это возможно при экранизации романа, хотя многие моменты, которые хотелось увидеть после прочтения, увы, сократили. Удалось сохранить авторскую иронию и чисто британскую унылость.

Хотя, безусловно, сам роман тоньше и  изящнее  в своей недосказанности. Попытка противопоставить в фильме гомосексуальную подоплеку взаимоотношений главных героев Чарльза и Себастьяна нарождающемуся роману Чарльза с сестрой Себастьяна Джулией, на мой взгляд, чрезмерна и упрощает затонированное латентное описание автора. Поцелуй в фильме явно лишний, равно как и излишняя манерность аристокатического отпрыска Себастьяна Флайта. К безусловно сильным сторонам относится глубоко прочувствованная режиссером религиозная (католическая) тема, особенно в эпизоде смерти лорда Марчмейна – какой-то неуместный (базаровский в своей бесцеремонности) агностицизм, а скорее атеизм Чарльза уступает энергетике последнего причастия старого лорда, осеняющего себя крестом. Не менее сильная сцена расставания с Джулией – опять же энергетически Чарльз явно проигрывает ее внутренней аристократической силе и духовности. Чарльз искренен в своей страсти к Джулии, равно как и в подсознательной страсти стать частью этого недосягаемого для него мира, ненавидимого, читаемого насквозь, но при этом недоступного. Недосказанность и неоднозначность всего – ключевая линия фильма, как и книги, и всей жизни Во. Эта внутренняя борьба между верой и страстью, традицией и искренностью, семейным деспотизмом, внутренними комплексами и невозможностью найти себя.

И наконец, тем, кто любит Англию, фильм можно пересматривать бесконечно  только ради изумительных костюмов с детально продуманными мелочами, равно как ради интерьеров и чудных британских пейзажей. Вид родового имения Марчмейнов превзошел все мои ожидания, а сцена купания в фонтане претендует на шедевральность.

Фильм хочется пересмотреть еще раз, предварительно освежив в памяти книгу, пересмотреть, чтобы заново прочувствовать всю глубину внутреннего разлома этих людей, искусственных и не способных жить, но при этом столь жизненных в своей реалистичности.

Очень рекомендую поспешить, пока он не сошел с экранов.


Subscribe

promo intelligentsia1 july 14, 2018 15:25 4
Buy for 10 tokens
Нам - 10 лет! Я создал это сообщество 15 июля 2008 года. Поздравляю с юбилеем 536 Сообщниц и Сообщников, 488 Читательниц и Читателей, ну и себя, любимого, конечно! За последние 5 месяцев нас стало на 7 Сообщников и на 8 Читателей меньше... То есть число наше стабилизировалось, и мы с Вами,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments