catok (catok) wrote in intelligentsia1,
catok
catok
intelligentsia1

Сколько надо учителей. Часть вторая. Учимся считать.

Почему надо считать, сколько надо учителей, вопрос ясен. Это бюджет, это расчёт расходов на обучение одного школьника. К сожалению, в нашей стране, поставленной элитами в странное положение наколотой на булавку бабочки, это вопрос не местного бюджета, а бюджета аж всей федерации.

Тем не менее, примем это пока за реальный факт.

Россия – родина перезанимавшихся математикой. Подавляющему большинству кажется, что всё можно посчитать. И на самом деле они правы.

Ведь с точки зрения формальной логики «всё» равно «ничего».
Если мы проследим историю количественных измерений (а математика именно это и ничто другое, попытка добавить «пространственные соотношения» лишь ухудшает определение), то обнаружим, что ключевым является именно измерение.

Так вот для того, чтобы измерить нечто, нужно это нечто определить. Сколько учителей нам нужно для чего?

 

Логика фурсенковщины такова: «– В вопросах определения оптимальной численности учителей можно опираться как на российский, так и на мировой опыт». Если в развитых странах (ОСЭР) соотношение учителей и учеников столько-то на столько-то, то и нам надо также. Второй вариант, предлагаемый им: нам надо такое же соотношение, как было в СССР. А уж если цифры совпадут, то мы вообще гении расчётов.

Почему премию дали Перельману? Надо было дать Фурсенко.

Проанализируем оба тезиса.

Отвлечёмся даже от корректности министерского расчёта. Предположим, что в странах ОСЭР действительно в среднем такое соотношение как говорит Фурсенко. Возникают три законных вопроса.

  1. Почему мы должны ориентироваться на среднее? Почему нам не взять для образца Японию и не сократить учителей вдвое? И нужно ли нам искать образец? А может самим стать образцом?
  2. Что здесь телега, а что лошадь? Мы ведь не развитая страна, а развивающаяся!? Может быть, нам надо брать соотношение по Африке или Индии? Или само наличие такого соотношения сразу помещает нас в когорту развитых стран? Так может нам оставить как есть, и быть сверхразвитой сверхдержавой?
  3. Можно ли ориентироваться на некую статическую цифру в данном случае? Как развивается соотношение учитель/ученик в мире и в странах ОСЭР, в частности по годам? Может быть уменьшение соотношения – это общая тенденция?

Встречали ли вы освещение этих вопросов на нашем пространстве хотя бы в течение последних 5-7 лет? Или хотя бы их постановку? А ведь на это выделяются немалые бюджеты!

Странным выглядит и сравнение с СССР. А почему нам надо сравнивать с СССР? Это что, успешный социальный проект? Финал мы знаем. Неуспех очевиден. Возможно именно потому, что учителей не хватало.

Известен также тезис, что мы не можем рассматривать систему образования «как собес».
И опять непонятно почему. Вот в Германии рассматривают высшее образование как способ борьбы с безработицей. Может немцы и идиоты, но обосновать-то надо. Тем более что и сам министр признаёт такую идею возможной.

А ведь это порок системообразующий. Не отвечая на сущностные, ценностные вопросы, нам дают некие взятые с потолка цифры. Припудривают их невнятными расчётами или сравнениями… и в путь!

Я понимаю, что наша страна почти безнадёжно отстала в своих представлениях о труде.

Думание у нас – не труд и не работа, а пустое времяпрепровождение, в лучшем случае хобби типа садоводства. Но именно поэтому, друзья-товарищи, у нас ёмкость «ума» в экономике на одном уровне с Нигерией.

Сурков, который Владислав, заявляет:
«Умная, продуктивная, богатая экономика порождает нового, богатого и свободного человека. По этому пути нужно пройти неспешно, потому что, сколько революций ни соверши, они не рождают никакой новой экономики» (пруфлинк).

«Умная экономика требует умной политики и свободной, творческой атмосферы. Она несовместима с сырьевой косностью и архаичными общественными отношениями», - возражают ему Медведев и медведевцы, - «Личный успех, поощрение инициативы, повышение качества общественной дискуссии…» (пруфлинк)

Именно умный человек создаёт умную экономику, а не наоборот, г-н Сурков! Как ни странно, умный её и потребляет. Экономика отвечает на ценности и мотивы. При этом она, само собой, и освобождает, раскрепощает, растормаживает новые.

"Если говорить о моих представлениях, о моих мечтах на тему о том, что будет через десять лет, то я считаю, что оптимальным было бы создание именно такой умной экономики, умных производств в самом широком смысле этого слова, и на это не следует жалеть денег", - сказал Медведев в интервью американскому телеканалу "Си-Эн-Би-Си".

Но это маниловщина в чистом виде. Даже если вы закупите луковицы тюльпанов и голштинских коров, но поставите на это хозяйство дураков, вы увидите лишь большие убытки. И никакое Сколково вам не поможет их затушевать.

Идеи правят миром. Ценности, выраженные в идеях. Поэтому общество не желающее тратить ресурсы на продуцирование/генерирование идей и их борьбу, - обречено.

Однако вернёмся, собственно, к баранам… то есть учителям.

Если пытаться найти ответ на поставленный вопрос, то нельзя не заметить двух принципиальных вещей.

Первое. Качество образования не имеет прямой связи с количеством учителей. В своё время народ обнаружил странную, но закономерность: у семи нянек дитя без глазу, то есть без присмотра. Однако буквально пословица значит, что при большом количестве присматривающих ребенок легче может лишиться глаза. На это нам указывает, например, польские варианты пословицы: «где много нянек, там ребенок без носа» или «где много нянек, там ребенок горбатый».

Второе. Соотношение учитель/ученик прямо зависит от культуры сообщества и воспитания в семье. История с Японией, история с двойным дном. В Японии – культ образования, культ учителя. Ученик ловит каждое слово. В России это не так. Более того, в разных местах в России это по-разному.

Поэтому единственный разумный выход из ситуации – перенос решения этого вопроса с федерального уровня даже не на региональный, а на местный. Именно местная община (жители, родители, муниципалитет) должна решать, сколько им надо учителей!

 

Subscribe

promo intelligentsia1 июль 14, 2018 15:25 4
Buy for 10 tokens
Нам - 10 лет! Я создал это сообщество 15 июля 2008 года. Поздравляю с юбилеем 536 Сообщниц и Сообщников, 488 Читательниц и Читателей, ну и себя, любимого, конечно! За последние 5 месяцев нас стало на 7 Сообщников и на 8 Читателей меньше... То есть число наше стабилизировалось, и мы с Вами,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments