Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote in intelligentsia1,
Александр Бангерский
banguerski_alex
intelligentsia1

Category:

В.Глебкин, Можно ли «говорить ясно» об интеллигенции? - 3

 

В.В. Глебкин. Можно ли «говорить ясно» об интеллигенции?


(продолжение)


а) Интеллигентность, по Чехову, - сложно организованная характеристика, не поддающаяся строгой формализации. В нее входит, нони в коем случае ее не исчерпывает представление о хорошем образовании. Интеллигентность - не столько образованность, сколько определенный стиль жизни, формируемый еще в глубоком детстве и проявляющийся в таких чертах, как голос, тон, фигура, выражение лица,одежда, речь. Интеллигентности нельзя научиться, однако ее сразузамечаешь, причем по едва уловимым, часто неосознанным признакам.
 


б) Интеллигентность совсем необязательно связана с ярким умом ибольшим талантом, но, несомненно, связана с внутренним достоинством со сдержанностью, тактом, подчеркнутым уважением к собеседнику.
 


в) Интеллигентность для Чехова - положительная характеристика. Когда он говорит об отрицательных качествах, то невольно оговаривается: «...интеллигентная, точнее, принадлежащая к интеллигентному кругу».
 


г) Оппозиционность власти не является обязательной и даже существенной характеристикой интеллигентного человека, интеллигентность, подчеркнем, это не «что», а «как», не набор идей, а определенный стиль, в котором важны не столько идеи, сколько интонация, с которой они произносятся.
 


      Проведенный анализ подтверждается словами самого Чехова, объясняющего брату, кого следует называть интеллигентным человеком: Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным... Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но... тебя тянет от нее, и тебе приходится
балансировать между культурной публикой и жильцами vis-à-vis. Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах у рейнского погреба, на подачках. Победить ее трудно, ужасно трудно.
 


    Воспитанные люди должны, по моему мнению, удовлетворять следующим условиям:



1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают изэтого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Онипрощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...
 


2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Ониболеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Так, на-пример, если Петр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночейне спят благодаря тому, что они редко видят Петра (а если видят,то пьяным), то он поспешит к ним и наплюет на водку. Они ночей неспят, чтобы помогать Полеваевым, платить за братьев-студентов,одевать мать.
 


3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
106



4) Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже впустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, какдома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы ине лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уваженияк чужим ушам они чаще молчат.
 


5) Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ имвздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!»или: «Я разменялся на мелкую монету! Я [...]!..», потому что все этобьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво...



6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты.как знакомства с знаменитостями, рукопожатие пьяного Плевако,восторг встречного в Salon'e, известность по портерным... Онисмеются над фразой: «Я представитель печати!!», которая к лицутолько Родзевичам и Левенбергам. Делая на грош, они не носятся ссвоей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили... Истинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки... Даже Крылов сказал, чтопустую бочку слышнее, чем полную...
 

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой... Они горды своимталантом...
 

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть водежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом,шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт... Им нужныот женщины не постель, не лошадиный пот, [...] не ум, выражающийся в умении надуть фальшивой беременностью и лгать без устали... Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность, способность быть не [...], а матерью... Они не трескаютпоходя водку, не нюхают шкафов, ибо знают, что они не свиньи.Пьют они, только когда свободны, при случае... Ибо им нужна mens sana in corpore sano (Письмо Н.П.Чехову, март-1886).
 

    Таким образом, интеллигентность, по Чехову, это не даваемый никаким образованием, а прививаемый только воспитанием стиль жизни, свойственный лучшим дворянским семьям и с каждым годом всезаметнее уходящий в прошлое.

107


     Что писатели-дворяне брали у природы даром, - пишет Чехов в другом письме, - то разночинцы покупают ценою молодости. Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без
всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая
(Письмо А.С.Суворину, 7 января 1889 г.).


    По последним фрагментам отчетливо заметно, что оппозицией к интеллигентности у Чехова выступает мещанство (разумеется, не как сословие, а как культурная категория). Противопоставление интеллигенции и мещанства не менее значимо для русской культуры рубежа веков, чем противопоставление интеллигенции и народа, и, переходя к интерпретациям, имеет смысл остановиться подробнее на генезисе этого категориального треугольника.
 

                                                            VIII


    Возвращаясь к началу статьи, отметим, что представления Чехова об интеллигенции и интеллигентности весьма сложно организованы и не укладываются в рамки ни социально-экономического, ни социально-этического подхода. Интеллигентность - это больше, чем образованность, но это и не набор определенных либеральных идей. Представление об интеллигенции формируется в ключевом для дальнейших судеб русской культуры треугольнике: «народ»-«интеллигенция»-«мещанство», причем за каждой из этих категорий стоит не столько набор идей, сколько определенный стиль жизни 16. Именно здесь проходит черта, отделяющая отечественного интеллигента от западного интеллектуала: «интеллигенция» связана жесткими семантическими связями с понятиями «народ» и «мещанство», у западного «интеллектуализма» другое семантическое поле. Этот факт объясняет и появление понятия «интеллигенция» лишь в конце 60-х годов XIX в.: ранее ни «народ», ни «мещанство» еще не стали ключевыми культурными категориями. Разумеется, тот стиль жизни, о котором говорит Чехов, оформился прежде, однако вне оппозиции «народу» и «мещанству» он имел существенно иной культурный смысл.

--------------------
16 Не обсуждая здесь тему влияния указанных оппозиций на восприятие интеллигенцией революции и формирование советской культуры, приведем здесь лишь одно высказывание Адриана Пиотровского, приемного сына Ф.Ф.Зелинского и ученика В.В.Иванова: «Или пролетариат будет делать искусство, или его будут делать лавочники. А интеллигенция? Подлинная интеллигенция, не мещанство "интеллигентных" профессий, всегда производила духовные ценности, а не потребляла их. Вкусы интеллигенции никогда не определяли стиля эпохи. За стиль нашей эпохи борются рабочий и мещанин» [Пиотровский 1920. с. I]. См. также [Глебкин 1998, с. 75-91].
108
 

  В заключение для придания картине хотя бы условной полноты и завершенности имеет смысл обозначить в виде тезисов общую линию развития русской культуры в XIX в., определившую появление категории интеллигенции.
 

      1. Та русская культура, носителями которой мы являемся, начинается с Петровских реформ. Предшествующая история видится сквозь призму идеологом, заданных в ХУШ-Х1Х вв.17. Ключевой для теоретического уровня этой культуры является оппозиция «Россия»- «Запад» («Европа»), порождающая, в свою очередь, дополнительный ряд оппозиций; некоторые из них существовали, разумеется, и раньше, но теперь оказались в новом контексте: «православие»-«католичество», «соборность (коллективизм)»-«эгоизм», «сердце»-«рассудок», «вера»-«закон», «организм»-«механизм», «община»-«государство», «патримониализм»-«капитализм» («феодализм»), «народ»-«интеллигенция», «интеллигенция»-«мещанство», «индивидуализм»-«обезличенность». Набор этих категорий будет создавать проблемное поле всех ключевых для русской культуры Х1Х-ХХ вв. философских и историософских произведений и определять потенциальный текст 18 русской философии так же, как понятия «бытие», «сущность», «форма», «материя», «акт», «потенция» и др. - западноевропейской или «инь», «ян», «дао», «дэ», «ци», «ли», «жэнь», «син» - китайской.
 

      2. Не останавливаясь на истории формирования всего концептуального каркаса, заметим, что примерно с конца 40-х годов «народ» начинает занимать одно из центральных мест в обозначенной системе оппозиций. Историко-культурные механизмы указанного процесса хорошо изучены: это разрыв культурной целостности в результате Петровских реформ, приведший к образованию двух культур вместо одной, и болезненное осознание этого разрыва, особенно остро происходящее после войны 1812 года 19.

------------------------
17 Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить интерпретации русской истории, например, в «Первом философическом письме» П.Я.Чаадаева, статье И.В.Киреевского «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России» и работе К. Д.Кавелина «Взгляд на юридический быт древней России».
18 О понятии потенциального текста см. [Романов 1997, с. 119; Глебкин 1998, с. 50-54].
19 Ярким примером такого осознания является приписываемая А.С.Грибоедову и датируемая 1826 г. статья «Загородная поездка». Приведем фрагмент из нее: Под нами, на берегах тихих вод, в перелесках, в прямизнах аллей, мелькали группы девушек; мы пустились за ними, бродили час, два; вдруг послышались нам звучные плясовые напевы, голоса женские и мужские с того же возвышения, где мы прежде были. Родные песни! Куда занесены вы с священных берегов Днепра и Волги? - Приходим назад: то место было уже наполнено белокурыми крестьяночками в лентах и бусах: другой хор из мальчиков; мне более всего понравились двух из них смелые черты и вольные движения. Прислонясь к дереву, я с голосистых певцов невольно свел глаза на самих слушателей-наблюдателей, тот поврежденный класс полуевропейцев, к которому и я принадлежу. Им казалось дико все, что слышали, что видели: их сердцам эти звуки невнятны, эти наряды для них странны. Каким черным волшебством сделались мы чужие между своими! Финны и тунгусы скорее приемлются в наше собратство, становятся выше нас, делаются нам образцами, а народ единокровный, наш народ разрознен с нами, и навеки! Если бы каким-нибудь случаем сюда занесен был иностранец, который бы не знал русской истории за целое столетие, он, конечно бы заключил из резкой противоположности нравов, что у нас господа и крестьяне происходят от двух различных племен, которые не успели еще перемешаться обычаями и нравами [Грибоедов 1988 (1826), с. 383-384].
109

Поиск национальной идентичности приводит к формированию характерного сначала для славянофилов, а затем все шире и шире распространяющегося представления о том, что именно с простым народом связано своеобразие русской культуры. При этом жизнь «образованного класса» является слепком с западной культурной традиции, т.е. инородным для русской культуры образованием. С ростом значимости категории «народ» появляется необходимость в специальном обозначении ее отрицания, подчеркивающем в этом отрицании не-народное, инородное начало 20. Такую функцию с конца 60-х годов и начинает выполнять интеллигенция, которая соответствует условно.
обозначенной в начале статьи «интеллигенции-1».
-----------------------
20 То что потребность в такой категории была очень острой, свидетельствует следующий набросок К.С.Аксакова (он датируется 1857 г.):

    Было время, когда у нас не было публики... Возможно ли это? - скажут мне. Очень возможно и совершенно верно: у нас не было публики, а был народ. Это было еще до построения Петербурга. Публика - явление чисто западное и была заведена у нас вместе с разными нововведениями. Она образовалась очень просто: часть народа отказалась от русской жизни, языка и одежды и составила публику, которая и всплыла над поверхностью...
      Публика выписывает из-за моря мысли и чувства, мазурки и польки, народ черпает жизнь из родного источника. Публика говорит по-французски, народ - по-русски. Публика ходит в немецком платье, народ - в русском. У публики - парижские моды. У народа - свои русские обычаи... Публика спит, народ давно уже встал и работает. Публика работает (большей частью ногами по паркету); народ спит или уже встает опять работать. Публика презирает народ; народ прощает публике. Публике всего полтораста лет, а народу годов не сочтешь. Публика преходяща, народ вечен. И в публике есть золото и грязь; но в публике грязь в золоте, в народе - золото в грязи
[Аксаков 1995, с. 402-403].
 

    Отмечу, что за несколько лет до этого (в 1852 г.) появляется итоговая статья И.В.Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России», в которой формируется основное философское содержание оппозиции «Россия»-«Европа», проходящее по линии «раздвоение»-«целостность»: «...там раздвоение духа, раздвоение мыслей, раздвоение наук, раздвоение государства, раздвоение сословий, раздвоение общества, раздвоение семейных прав и обязанностей, раздвоение нравственного и сердечного состояния, раздвоение всей совокупности и всех отдельных видов бытия человеческого, общественного и частного: в России, напротив того, преимущественное стремление к цельности бытия внутреннего и внешнего, общественного и частного, умозрительного и житейского, искусственного и нравственного. Поэтому, если справедливо сказанное нами прежде, то раздвоение и цельность, рассудочность и разумность будут последним выражением западноевропейской и древнерусской образованности» [Киреевский 1979 (1852), с. 290]. Именно эту целостность и находят славянофилы в русском народе, противопоставляя ее раздвоенности и метаниям «публики».
110


    Далее, наряду с этим общим местом, сближающим официальную идеологию и мыслителей как славянофильской, так и западнической; ориентации, было представление о миролюбивом, пассивном характере русского народа, стремящегося скорее подчиняться, чем повелевать. Для того чтобы реализовать дремлющие в русском народе возможности, требовалась внешняя сила, которая придала бы этой аморфной, хотя и благодатной материи нужные формы 21. Такой силой и должна была стать интеллигенция, но не вся, а лучшая, «прогрессивная» ее часть, которая в состоянии преодолеть собственные сословные предрассудки, собственное «западное» происхождение и образ жизни и учить русский народ его «народности». Такая интеллигенция условно обозначена в начале статьи как «интеллигенция-II». Два этих культурных смысла понятия «интеллигенция» и приводят к появлению социально-экономического и социально-этического определений, а такжеобъясняют столь характерные для русской интеллигенции в ее взаимоотношениях с народом учительскую и покаянную интонации.

 

(окончание следует)


 

Tags: Глебкин
Subscribe

promo intelligentsia1 july 14, 2018 15:25 4
Buy for 10 tokens
Нам - 10 лет! Я создал это сообщество 15 июля 2008 года. Поздравляю с юбилеем 536 Сообщниц и Сообщников, 488 Читательниц и Читателей, ну и себя, любимого, конечно! За последние 5 месяцев нас стало на 7 Сообщников и на 8 Читателей меньше... То есть число наше стабилизировалось, и мы с Вами,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments