Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, лживую, не верю, даже когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр..."
Все школьные методические пособия и яндекс с гуглем вам скажут, что главный герой чеховского рассказа - Николай Иванович Чимша-Гималайский, тот самый, что мечтал о крыжовнике. Они же вам скажут, ссылаясь на брата его Ивана Ивановича, как он был пошл, груб и примитивен, как бездарно прожил свою жизнь.
Другое дело Иван Иванович. Часто его называют резонёром, устами которого якобы говорит с нами сам Чехов:" не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!" Ну и ещё много красивых слов про человека с молоточком.
Я не большой знаток Чехова, но мне трудно представить, чтобы такие слова Чехов мог выговорить. Как всякая пошлость морализаторство было ему чуждо.
Вот и приглядимся к этому Ивану Ивановичу, что он за тип такой, которому Чехов не пожалел таких слов и выражений, что и сейчас звучат из уст всякого честного человека, у которого сердце болит за Россию: "Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился".
Все помнят, конечно, как Иван Иваныч с Буркиным, которых в поле застиг сильный дождь, в поисках укрытия пришли в имение помещика Алёхина. Тот был занят сельскими работами, да так, что с весны не мылся - некогда, однако ж гостям был очень рад и пригласил их в купальню, с тем чтобы помыться и переодеться в чистое. Тут позвольте цитату, короче Чехова я не перескажу.
"Он сел на ступеньке и намылил свои длинные волосы и шею, и вода около него стала коричневой.
— Да, признаюсь... — проговорил Иван Иваныч значительно, глядя на его голову.
— Давно я уже не мылся... — повторил Алехин конфузливо и еще раз намылился, и вода около него стала темно-синей, как чернила.
Иван Иваныч вышел наружу, бросился в воду с шумом и поплыл под дождем <...>"
Брезглив. Да. Ну да с кем не бывает. Однако ж Буркин, по-видимому, в купальне остался. Далее тоже любопытно:
"Ах, боже мой... — повторял он, наслаждаясь. — Ах, боже мой...» Доплыл до мельницы, о чем-то поговорил там с мужиками и повернул назад, и на середине плеса лег, подставляя свое лицо под дождь. Буркин и Алехин уже оделись и собрались уходить, а он всё плавал и нырял.
— Ах, боже мой... — говорил он. — Ах, господи помилуй".
Невинная сцена. Наслаждается человек купанием, общением с мужиками. Ну и что, что он заставляет себя ждать утомлённого тяжёлой работой Алёхина. Что это в сравнении с мировым злом?
Рассказ Ивана Ивановича о Николае Ивановиче я опускаю, все его хорошо помнят. Иван Иванович брата своего расписал во всей красе, но и себя не пожалел. Свойственно всё же интеллигентным утончённым натурам рефлексия, так сказать, не чужда им самокритика:
"— В ту ночь мне стало понятно, как я тоже был доволен и счастлив, — продолжал Иван Иваныч, вставая. — Я тоже за обедом и на охоте поучал, как жить, как веровать, как управлять народом. Я тоже говорил, что ученье свет, что образование необходимо, но для простых людей пока довольно одной грамоты. Свобода есть благо, говорил я, без нее нельзя, как без воздуха, <..> Я уже стар и не гожусь для борьбы, я неспособен даже ненавидеть. Я только скорблю душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня горит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать... "
Однако ж через несколько минут, призвав Алёхина делать добро, помолившись обо всех грешных и укрывшись с головой (как Беликов из другого рассказа), уснул. "От его трубочки, лежавшей на столе, сильно пахло табачным перегаром, и Буркин долго не спал и всё никак не мог понять, откуда этот тяжелый запах".
Уснул с чистой совестью, потому что всё, на что способен - красиво поговорить, сегодня сделал. А помните, когда он заснуть не смог и долго курил свою трубочку? В рассказе "Человек в футляре", самом конце:
"— Видеть и слышать, как лгут, — проговорил Иван Иваныч, поворачиваясь на другой бок, — и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и всё это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, — нет, больше жить так невозможно!
— Ну, уж это вы из другой оперы, Иван Иваныч, — сказал учитель. — Давайте спать.
И минут через десять Буркин уже спал. А Иван Иваныч всё ворочался с боку на бок и вздыхал, а потом встал, опять вышел наружу и, севши у дверей, закурил трубочку".
Потому и не заснул, что долг свой не исполнил - не выговорился. Много ещё красивых и правильных слов роилось в голове, только слушать их было некому, потому и страдал Иван Иваныч, потому и заснуть не мог.
Вот так, без осуждения и морализаторства, только несколькими лёгкими штрихами Чехов нарисовал типичнейшего представителя русской интеллигенции. И странной фамилией своего героя подчеркнул её чужесть всему подлинному, настоящему, живому, гармоничному.
Community Info