Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote in intelligentsia1,
Александр Бангерский
banguerski_alex
intelligentsia1

Category:

Авраам Шмулевич, Интеллигенция и кризис социума


В эпоху кризисов, когда система начинает давать сбои, в обществе часто проявляются антиинтеллигентские настроения. Становится модно ругать интеллигенцию, вообще отрицать право на существование этой прослойки. Для российского общества последних полутораста лет такие настроения - просто общее место.

Но это - тупиковый и ущербный подход.

"Интеллигенция" т.е. профессиональные хранители и разработчики духовной и интеллектуальной традиции есть необходимая часть любой цивилизации. В нашей цивилизации, стоит отметить, эта традиция - большей частью письменная. Причем еще вот что важно: интеллигент одновременно и разработчик, и хранитель. Разрабатывать традицию значит соизмерять ее с протекающим временем. Соответствующие социальные механизмы следят за соотнесением этих двух функций (так, например, в европейской традиции со времен Средневековья университетский преподаватель обязан быть и ученым).

Любое общество имеет идеологию - то есть стратегию поведения, а также культуру - то есть свод правил и норм, который усваивается членами общества в процессе социализации и который передаётся из поколения в поколение. Поскольку в любом обществе существует разделение ролей - гендерное, социальное. возрастное - то и культура и идеология тоже имеет сложносоставной характер.

В любом обществе существует также и интеллектуальная страта - разработчики, хранители, интерпретаторы, учителя и передатчики интеллектуальной традиции. Именно людей этой страты мы и именуем "интеллигенция".

Интеллигенция - это круг людей культуры, т.е. тех, чьими знаниями и усилиями создается и поддерживается ценности, нормы и традиции культуры.

У этой страты, т.е. у интеллигенции, имеется две основные социальные функции:

1. Ими вырабатывается идеология - т.е. вырабатываются направления развития общества, вырабатываются и интерпретируются нормы культуры, а так же создаются социальные и практические (сейчас мы называем их научно-технические) технологии и разработки. Они же осуществляют обучение членов социума, распространяют в обществе выработанные идеологемы и культурные навыки. Их усилиями создается и поддерживается соответствующая социальная инфраструктура.

2. Непосредственное руководство практической жизнью социума.

В здоровом обществе такое руководство осуществляется согласно вырабатываемым идеологемам, а обе социальные функции выполняет один и тот же круг людей.

По мере разбалансировки общественного механизма "интеллектуалы" и "власть" все дальше и дальше расходятся. Сначала хранители и разработчики духовной и интеллектуальной традиции отделяются от людей власти, но последние еще пользуются вырабатываемыми "интеллектуалами" идеологемами и практическими рекомендациями. При нарастании общественного кризиса исчезает и это соотнесение - две вышеперечисенные социальные функции полностью расходятся.

Токвиль писал о причинах революционной катастрофы во Франции: "В Англии политических писателей нельзя было отделить от государственных деятелей: первые вводили в практику новые идеи, а последние исправляли и ограничивали теории с помощью фактов; во Франции же политический мир как бы распадается на две отдельные области, не имевшие никаких сношений между собою. В одной из них управляли, в другой - устанавливали отвлеченные принципы... То обстоятельство, что все политическое воспитание великого народа было целиком выполнено литераторами - обстоятельство, совершенно новое в истории, было едва ли не главной причиной, сообщившей французской революции ее особый дух и приведшей к тем результатам, которые мы видим". Токвиль А. Старый порядок и революция. М., 1911. С. 145, 147.

Замечанние очень точное, кроме одной детали: что это есть "обстоятельство, совершенно новое в истории".

Наоборот - подобный разлад общественного организма, как было сказано выше -типичен для обществ, ставших на путь гибели.

Еще один признак разбалансировки общественного организма - противопоставление "государства" и "интеллигенции", "государства" и народа".

Народ вне государства и большой письменной традиции рассыпается на мозаичные осколки, географически на - мелкие общины, ему становится невозможно сохранить единство в пространстве и во времени, особенно, если речь идет о масштабах большого пространства и большого времени.

Тогда как всякая цивилизация включает действия трех основных персонажей: народ, государство и хранителей письменной традиции (т.е. интеллигенцию).

И еще: "История свидетельствует, что суперэтническая общность и ее ценности - единство прав и непосредственная соотнесенность индивида с большой культурой и традицией, не вырабатываются спонтанным образом из недр народного духа, а либо приходят извне, в обличье завоевателя, объединяющего локусы в империю, либо формируются для отпора грозным внешним вызовам" (Панарин. "Россия в цивилизационном процессе. Между атлантизмом и евразийством", М., 1994 г.).

Секрет живучести и жизненности еврейской традиции, в частности, заключался в том, что интеллектуалы у евреев не были изолированы от практики. Напротив, раввин, т.е. интеллектуал, учитель общества, всегда занимал и ключевую социальную позицию. Членом раввинской иерархии был лишь тот, кто занимал и административный пост, выполнял важные практические функции.

Человек мог самостоятельно приобрести сколь угодно разнообразные знания Священных текстов - но он не мог проявлять эти знания публично без санкции раввинской иерархии. (Стоит упомянуть и запрет "открывать лики Торы вне Пути"). Также как человек, сколь угодно хорошо разбирающийся в военной стратегии, "военным", членом армии как института автоматически не становится. Если же он попытается применить свои знания несанкционировано - он подвергнется репрессиям.

Еврейское общество всегда управлялось союзом финансовой олигархии и интеллектуалов. Последние были судьями: определяли законы экономической деятельности и стратегию социального выживания, давали идеологическое обоснование существующему порядку. Поэтому разрабатываемые ими идеологемы сразу же корректировались практикой. (Любые имеющие хождение в социуме идеологемы, в том числе в области мистики или другой спекулятивной теории, всегда имеют и социально-практические последствия).

При этом и "светская" власть тоже следила за тем, что бы идеологические разработки поставлялись в общество только в рамках этой системы, в рамках канонической еврейской традиции.

Эта ситуация имела место и в талмудическую эпоху, и в Средневековье (еврейское средневековье кончилось в 19 веке). По-видимому, и в эпоху Первого Храма. Во времена Второго Храма, начиная с поздних Хашмонеев, и в Новое Время этот порядок был нарушен (по вине всех трех сторон социального контракта) - и катастрофические социальные последствия не заставили себя ждать.

В современном же западном обществе главные хранители интеллектуальной традиции и разработчики идеологии - университетская профессура. Большую часть жизни они не только варятся в своем соку, но в нем же и зарождаются, и созревают. Если в США они хоть в нкакой-то степени включаются в работу государственной машины - в Европе (и, тем более, в России), обратных связей и того меньше.

Такое положение - одно из проявлений и одновременно одна из основных причин кризиса, который переживает современная западная цивлизация.

Авраам Шмулевич
Источник http://www.apn-nn.ru/diskurs_s/988.html
Tags: Шмулевич
Subscribe

promo intelligentsia1 july 14, 2018 15:25 4
Buy for 10 tokens
Нам - 10 лет! Я создал это сообщество 15 июля 2008 года. Поздравляю с юбилеем 536 Сообщниц и Сообщников, 488 Читательниц и Читателей, ну и себя, любимого, конечно! За последние 5 месяцев нас стало на 7 Сообщников и на 8 Читателей меньше... То есть число наше стабилизировалось, и мы с Вами,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment