В «Философии неравенства» консерватизм понимается Бердяевым не как политическое течение (в политическом много частного и того, что стесняет человека его общественным естеством), а как вечное онтологическое начало. Провоцируя читателя, Бердяев пишет: «Вам неведома проблема консерватизма в ее духовной глубине. – Первая пощечина от Бердяева. – Для вас консерватизм есть исключительно лозунг в политической борьбе. – Вторая пощечина. – И этот смысл консерватизма существует, он создан и сторонниками его, и противниками. Консервативные политические партии могут быть очень низменны и могут искажать консервативное начало. Но это не должно затмевать той истины, что невозможно нормальное и здоровое существование и развитие общества без консервативных сил. – Удар в челюсть». Далее добивание: «Консерватизм поддерживает связь времен, не допускает окончательного разрыва в этой связи, соединяет будущее с прошлым. Революционизм поверхностен, оторван от онтологических основ, от ядра жизни. Эта печать поверхностности лежит на всех революционных идеологиях. Консерватизм же имеет духовную глубину, он обращен к древним истокам жизни, он связывает себя с корнями. Он верит в существование нетленной и неистребимой глубины. У великих гениев и творцов был этот консерватизм глубины. Никогда не могли они держаться на революционной поверхности».
Увидим в этом недискурсивном потоке то, что разумно. Если консерватизм не является сугубо политикой, тогда чем не является революция? Политика и революция поверхностны, но тождественны ли они в своей отупляющей глянцевой глади? Опять же уместно вспомнить Розанова: «Революция имеет два измерения – длину и ширину, но не имеет третьего – глубины. И вот по этому качеству она никогда не будет иметь спелого, вкусного плода; никогда не “завершится”». Где здесь политика? Нет ее! Революция – это противостояние бытию. Революция – это небытие.
( Read more... )
Увидим в этом недискурсивном потоке то, что разумно. Если консерватизм не является сугубо политикой, тогда чем не является революция? Политика и революция поверхностны, но тождественны ли они в своей отупляющей глянцевой глади? Опять же уместно вспомнить Розанова: «Революция имеет два измерения – длину и ширину, но не имеет третьего – глубины. И вот по этому качеству она никогда не будет иметь спелого, вкусного плода; никогда не “завершится”». Где здесь политика? Нет ее! Революция – это противостояние бытию. Революция – это небытие.
( Read more... )
Community Info