журнал Владимира Семёнова (vlad_semenov) wrote in intelligentsia1,
журнал Владимира Семёнова
vlad_semenov
intelligentsia1

Надо ли быть плевком на лице Господа?

«И некоторые начали плевать на Него и,

закрывая Ему лице, ударять Его …» (Марк 14, 65)


         В последнее время в информационном пространстве как-то особенно активизировались нападки на Русскую православную церковь. Казалось бы, к чему привыкать - Церковь критиковали многократно, жестко и агрессивно, и не только в период советских гонений, но и после перестройки – в моменты ее расцвета и возрождения. Но, что особенно примечательно, за последнее время участились эти нападки  со стороны не только внешней – то есть людей, считающих себя атеистами и носителями некоей светской этики, но и многих, считающих себя православными – журналистов, публицистов, блоггеров и просто социально активных граждан.

Более того, критика эта особенно обострилась с момента приезда в Россию Честнаго Пояса Пресвятой Богородицы – великое радостное событие и «чудо», как правильно назвал Святейший Патриарх Кирилл неожиданное массовое паломничество к Святыне, вызвало какую-то абсолютно нездоровую агрессию разных сил, увидевших в этом светлом явлении проявление «церковного мракобесия», «дикости народа», и кинувшихся осуждать и перемалывать это событие, что называется с пеной у рта.

И если нападки первой категории – условных атеистов и агностиков, видящих в Церкви некий паразитарный орган, продающий «опиум для народа», в принципе, абсолютно понятны, то антицерковные настроения среди недавно относящих себя к православной пастве – сигнал более чем тревожный. Интересно то, что оба эти аспекта нападок я, как верующий православный человек, вижу как бы изнутри, ибо, что греха таить, совсем недавно относил себя к первой категории гонителей и критиков нашей Православной Церкви. 

Оставляя в стороне причины моего воцерковления, или «просветления» как не имеющие отношения к теме данного разговора, отмечу лишь, что  произошло оно неким Божиим касанием и прозрением через неисповедимые пути Провидения, в чем-то нелегкие и жертвенные, и, увы, не с моей стороны, а через близких мне людей. Как изумительно сказал Ж.К.Гюисманс в романе «На пути»: «Не было у меня пути в Дамаск, из ряда вон выходящего события…., но в одно прекрасное утро ты просыпаешься, а это случилось, неизвестно как и почему».

При этом мой прошлый период жизни, наполненный праздностью «светской этики» и «соображениями предрассудка», дает мне сегодня все основания искренне не только не осуждать, но глубоко понимать и скорбеть о заблуждениях тех, кто в своем отвержении Церкви забывает историю родного народа и отторгает свои корни. Сознание таких людей находится в подростковом возрасте, когда ребенок не хочет видеть ничего хорошего и созидательного в делах собственных родителей, он сознательно всему сопротивляется. К сожалению многих из нас на протяжении десятилетий воспитывали в условиях духовного голода и им нужно как детям делать первые шаги в долгом пути укрепления веры, длиною в жизнь. Все мы нищие духом, только одни это осознают и стараются по крупинкам стяжать Божию благодать, другие же рассчитывают только на свой разум и воспринимают окружающий мир с точки зрения собственного житейского опыта, а он у них скудный. Таким хочется сказать: не осуждай, но помоги созидать. А если совсем не нравится, как служат Господу, то оставь все и приди в Дом Божий и укрась его лучше. Сделай лучше хотя бы один приход, сам заботою своей дари любовь Христову, умножай Свет Господа в этом «темном царстве». Попробуй своим примером хотя бы одному показать путь ко спасению души. Не это ли главное для человека, имеющего душу, верующего, что его сердце – это не мешок, качающий кровь по телу, но центр сознания, источник милосердия, основа нравственности и гарантия взаимного мирного сосуществования. Разрушавшие сто лет назад Церковь пытались создать животноподобного рабочего человека. Или нам не страшно за собственных детей, которые станут подопытными кроликами псевдоцивилизационных опытов безбожных людей в безбожной стране? К чему пытаться стать сиротами, отвергая своих предков и оскверняя их святыни. Время Павликов Морозовых прошло и, к сожалению, многих ничему не научило. Больное то общество, которое не опирается на свою веру, на своих духовных лидеров, как прошлых, так и ныне нас окормляющих.

Вы имеете глаза и не видите, и  потому Вас жаль. Вы критикуете, и критика – это хорошо и полезно, но она не должна быть агрессивной, злобной и непримиримой, идущей только от интеллекта и логики. Она не должна искушать нас, как православных людей, на «участие в драке», ибо держащие палку, как известно, «не ведают что творят».

И поэтому отвечать на нападки тех, кто пытается «обличать» Церковь якобы в «бизнесе на вере людей», «вмешательстве в дела светского государства» и в прочих грехах, и делает это явно с полным восхищением своим остроумием, интеллектом и резвостью слова, наверное, надо, но снисходительно и мягко, и эта полемика не есть тема нынешнего обсуждения. Даже когда в прессе появляются публикации типа «Христа на них нет» Станислава Белковского в «МК», обрушивающие на голову священнослужителей гром и молнии светского гнева, в том числе объявляющие результатом «политического 2011 года моральный крах РПЦ МП» и обвиняющие священноначалие РПЦ в «дискредитации Московского патриархата как такового», наверное, эти явления надо воспринимать по христиански, как очередные нападки на Церковь, как пощечины смиренному слуге, ибо каждый священнослужитель не за себя стоит у Престола Божьего, но за всех нас.

А с каким воодушевлением в социальных сетях многие бросились у себя размещать ссылки на ту же статью Белковского и ставить галочки «мне нравится» – не зная лично многих людей, можно было бы подумать, что это заказана какая-то организованная кампания. Каждое заявление Церкви тут же вызывает шквал злобных комментариев в сетях и блогах со стороны опять же называющей себя «верующей» общественности. Но должны ли считающие себя православными в тот же миг хвататься за камни?

Но много страшнее содержащиеся в той же статье грубые и  кощунственные нападками на то, что, казалось бы, грязными руками трогать просто невозможно  - например, явные оскорбления одного из самых почитаемых ныне православных старцев - схиархимандрита Илия (Ноздрина).   Поскольку даже если кто-то услышал в оценке старца событий на Болотной площади нечто несоответствующее его, критика, гордому видению, увидел заблуждение и непонимание  схимником политической ситуации, вряд ли кто-либо в здравом уме может усмотреть за его словами корысть. И как можно обидеть такого старенького убеленного сединой православного молитвенника, который душу свою положил на Алтарь Божий нашего ради спасения, у кого не высыхают глаза от слезных молитв за мир, здравие и благоденствие наше и всех православных христиан. Если мир и держится порой на волоске, то этот волос седой, выстраданный вековой скорбью ежедневного спасения душ сотен приходящих людей. Современные Старцы подобны Моисею, являются нашими пастырями, которые стараются не только вывести нас из пустыни, но и каждый день выпрашивают подобную манне небесной милость Божию. И пытаясь  судить, восставая на пастыря, не боимся ли остаться в этой смертоносной пустыни без Божьего проводника, или нам нет дела до собственного спасения?

Хотя, после того, что высказал в адрес старца в своем блоге ранее позиционируюший себя православным, а ныне одержимо хулящий Церковь небезызвестный драматург и публицист Владимир Голышев, вообще появляется ощущение, что у людей святого ничего не остается.

Другое намного важнее и тревожней, нежели критика Белковского - почему многие верующие люди, коль скоро они себя  таковыми считают и позиционируют, массово впадают в соблазн осуждения, один за другим начиная декларировать свое разочарование в стиле: «вера и церковь – разные вещи», или «я считаю себя православным, но вне связи с РПЦ». Таким хочется сказать: Господь есть глава Церкви, и лучше прилепиться к телу, став хоть ноготком, чем быть плевком на Его лице, плевок сотрется, а Церковь останется, ибо Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют её», и свято исполнением всякое слово Его.

Первой и самой явной целью их «православной» же критики стал, как это ни странно и ужасно…. именно Пояс Пресвятой Богородицы.

«Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу придадим», - сия молитва творится каждый день по нескольку раз в тысячах церквей по всей нашей необъятной родине.

Но тут, подобно невидящим благости происходящего атеистам, наши же братья по вере вдруг называют очереди к Поясу "диким средневековьем", начинают рассуждать о том, что «надо не к Поясам стоять, а жизнь свою менять», или что «Евхаристия и покаяние важнее и главнее любого Пояса Богородицы. Как бы мы не любили и почитали Божию Матерь, не надо это превращать в шоу, что произошло в России». Эти выдержки  мной взяты в социальных сетях из комментариев моих знакомых, считающих себя православными. Приезд в Россию этой святыни, помимо действительного чуда паломничества к ней, сопровождался таким яростным всплеском негативной энергии, злобы, шипения и осуждения, что невольно начинаешь осознавать, какое сопротивление темных сил вызвало это светлое и радостное событие, что были мобилизованы все ресурсы для противодействия, в том числе через искушение самих православных.

И прежде, чем взять в руки критическое перо, не стоит ли подумать об ответственности за Слово, ведь каждый становится с каждой написанной строчкой для людей неким идеологом, а может даже локомотивом, который ведет общество в определенном направлении. И стоит много раз задуматься – не приведут ли эти бодрые и дерзкие  соображения целый народ к пропасти. Горе нам, пишущим обвинительные приговоры ради собственной значимости и величия, ведь все, что не от Бога – то от лукавого, и кто не с Господом – тот против Него. Вы соблазняете малых читателей, которые, научившись от вас, сами начинают осуждать Божее творение. Пройдет время, и они попрут вас, а на страшном суде будут прикрываться вашей писаниной, называя вас учителями, лжепророками и антихристами.

Меня вот как христианина совершенно не волнует, как пишут сетевые критики, «сколько отвалил Фонд Андрея Первозванного Ватопедскому монастырю за принесение этой святыни», поскольку рассматривать это как «аренду святыни» может лишь настолько лишенный благости человек, тем более считающий себя верующим, что о нем остается лишь плакать и уповать на возвращение ему милости и благодати Божией. А на то, что у тех, кто по 10 - 15 часов отстоял в очереди и потом не получил желаемого чуда (например, чадородия, что очень пропагандировалось  СМИ), якобы вскоре наступит сильное разочарование, можно только возразить, что выставление Святыни как раз и не было аттракционом чудес, поскольку  истинно православный человек шел туда в первую очередь во имя Богоматери, ради Святыни, как идут поприветствовать Возлюбленную свою, а если и имея в душе просьбу, то понимая, что «не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26:39). Ибо так православный христианин ежедневно в молитвах на сон грядущий просит: «Не попущай, Пречистая, воли моей свершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего» (Молитва ко Пресвятой Богородице, Петра Студийского).

Как известно, по вере вашей да будет Вам. Господь сказал прикоснувшейся к Его ризе и исцелившейся тут же кровоточивой женщине: «Вера твоя спасла тебя». Вера есть основа нашего отношения к Богу, к Церкви, к священнослужителям, и к ближнему, если всё у нас плохо и все плохие, то пора нам просить у Господа Бога: «Господи, помоги моему неверию». А те, кто веровал, те и от тени Апостола Петра получали исцеление.

Еще одна тема для искушения – злополучные «вип-пропуска». Сколько копий было сломано, сколько эфирного времени убито, сколько нервов потрачено ради того, о чем, если разобраться, и говорить-то неприлично. А тех, кто в эфирах с остервенением тряс этими пропусками и вопрошал «Почему, для кого и на каком основании?»,  - как-то  хотелось спросить: ребята, вы что, хотели пройти и вас не пропустили без очереди? Ну так прошли бы! Всегда русскому человеку при желании можно мимо очереди пробраться. Я бы вообще, на месте организаторов, помимо пропусков, сделал бы тут же отдельный проход «Без очереди» - для тех, кто считает, что он достоин. И пусть бы шли. Потому что, я уверен: предложи тем, кто стоял в многочасовом ожидании, пройти просто так, в обход других, почти никто бы не пошел. Да и зачем? Это же не вход на выставку в музей им. А.С. Пушкина. Смысл-то теряется, ибо стоят - не для галочки, не потому что в обход не пройти, а за благодатью. И тому пример - наш добрый Святой и Преподобный Серафим Саровский, который более 100 дней коленопреклонно стоял на камне в молитве пред иконой Божией Матери, чтобы снискать Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и сподобился еще при земной жизни сретению с Царицей Небесной и благодать такую приобрел, что и по сей день раздает всем, приходящим к нему с верою.   

Относительно же того, что в Москве в храме Пророка Илии тоже есть частица пояса, но там не толпится никто, мне лучший ответ дал мой духовный отец: «Жениха с невестой мы идем поздравлять в день свадьбы – именно тогда поздравление дорого и ценно». Сама Пресвятая Богородица предстояла пред каждым, пришедшим к Ней на сретение и зрела их беды, и зрела скорби пришедших, и была: скорбящим – Радостью и обидимым – Покровительницей. К поясу люди пошли, потому что Господь позвал их именно сейчас к Царице Небесной – к Покровительнице Земли Русской, каждого из этих тысяч паломников – по разной известной только ему причине, пошли те, кто хотел и кто смог, и эта многочасовая очередь образовалась Провидением, а не по «рекламе в СМИ».

Богородица невидимо всегда рядом и постоянно слышит наши просьбы и защищает от невзгод, и тому свидетельства - десятки Святых чудотворных икон нашей «Всепетой Мати», которые являлись, чтобы избавить призывающих Ее от погибели. Ныне же Она пришла испытать сердца и получить воздаяние: Покровительница урожая пришла на жатву, чтобы мы, прибегая ежедневно к Ее заступничеству, могли единожды воздать Ей в видимом Ее посещении земли Российской достойные почести.

Люди поклонялись не «поясу», но Самой Богоматери, и это - свидетельство евангельской истины: «ибо отныне будут ублажать Меня все роды» Мф.1,48. И разве не более того должна воздать Россия, на коей так сильно чувствуется Покровительство Царицы Небесной. Ведь как беда, так мы с иконой Божией Матери врага гоним – хоть Тамерлана, хоть Гитлера (при обороне Москвы). А как воздать хвалу, так кому-то сразу стыдно становится. По передачам лазить и поносить Святыню - не стыдно, а Самой Пресвятой Богородице поклониться, Царице Небесной, неудобно кому-то стало, и это Той, которая своей чистотой, кротостью и смирением поставлена Богом Вседержителем выше ангельских чинов святых бесплотных: выше Архангелов, Херувимов и Серафимов.

А тем, кто не достоин и след Ее целовать на земле нашей, это не нравится. «Я, прах и пепел», - говорил сам Авраам. Поднять руку на Мать Спасителя?! Воистину, как написано, таким лучше бы и не родиться вовсе. Но мы, поклоняющиеся Божией Матери и образам Ее, и почитающие Святынями все, к чему Она прикасалась, будем слезно просить нашу Заступницу, Покровительницу и Споручницу грешных, чтобы она не взыскала с погибающих, но обратила их к покаянию и спасению.

И просто очень грустно, что в программе «Пусть говорят!», посвященной этой теме, столь многие, считающие себя верующими, этого не смогли узреть – ни Антон Красовский, ни Евгений Понасенков, ни многие другие, искусившиеся на какие-то «вип-пропуска», и «очередь, через которую образовалась пробка», в помутненном сознании вместо великого праздника и чуда увидели «гастроли» Святыни. И, несмотря на свою образованность и декларируемую воцерковленность, не поняли, что значит евангельская истина "Не давайте святыни псам!", и к кому она относится.

Удивительно и то, что сотни тысяч, сподобившихся такой великой милости Божией получить Благодать Святаго Духа через пояс Пресвятой Богородицы, не имеют никаких недовольств по поводу выжидания своего часа, своего момента истины, сретения со святыней в Божием Храме, и все пришедшие остались довольными.

И как раз те, которые далеко отстоят от Дома Господня, более всех судачат о видимых трудностях и совсем не боятся осквернить святыню. Им бы имело смысл взглянуть на икону Божией Матери  «Успение» с изображением эпизода с Афонием. Этому фанатику-иудею ангел отрубил мечом обе руки за то, что он дерзнул коснуться смертного одра Богородицы, и грешник получил исцеление лишь после чистосердечного раскаяния. Это событие должно вразумить страстных гонителей святыни нашей Церкви – Честнаго Пояса Богородицы.
 

Один за другим называющие себя верующими, медийные люди начинают сыпать осуждениями в адрес Русской православной церкви. В своем блоге на «Эхе Москвы» режиссер и историк Евгений Панасенков вдруг начинает обличать тех, кто «приватизировал» понятия Бога, морали и греха - и сделал из этого вульгарный бизнес», обличать «пудовые раззолоченные одеяния, лобзания с кесарями, благословение кровопролитий, иномарки и обжорство». Обличать безапелляционно и хамски, с явным самолюбованием, как и в передаче «Пусть говорят!» - обличать всех подряд, что называется оптом.  При этом, как и многие прочие критики, автор оговаривается «Если я не верю, к примеру, разным (но таким одинаковым!) попам – это не означает, что я не верю Богу и в Бога». Вот так и получается – «разным, но таким одинаковым». И каким уместным замечанием к этому являются слова Святейшего Патриарха, «что какие-то отдельные случаи, связанные с порочной недостойной жизнью священника представляются народу как некий образ того, что происходит в Церкви. Это не критика, а это желание подорвать у людей веру в Церковь, подорвать авторитет духовенства, сказать людям: не надо туда ходить к этим священникам, они вот такие, как тот или другой, о грехах которого стало известно».

Эти слова недавно прозвучали в таком своевременном обращении Святейшего Патриарха Кирилла в связи с несправедливой критикой священников. От первого и до последнего слова это - полный и такой  мудрый ответ всем тем, кто сегодня искушается на злословие в адрес Церкви! Ответ, заключающий такую внутреннюю силу, потому что это именно по Духу ответ! Как говорится, без преувеличения, каждое слово можно выбивать в граните…

При этом многие не осознали и в этой речи того, что звучало, а услышали «только слова», снова искусившись  на ворчливый скепсис, упустив, помимо прочего, самое глубокое, а именно - ох какое жесткое назидание священнослужителям. И назидание от того, кто единственно имеет на это право - в очевидной глубокой скорби и печали обратиться со словами предостережения и вразумления к тем, кто «приносит всем грамоту от Бога-Царя»: «Какая же ответственность на священнике, если кто-то грамоту не принимает, потому что он грязный, или небрежный, или плохо выглядит. Не в прямом, конечно, а в переносном смысле существенных этих слов». Неужели более жестко для нашего уха должны звучать эти слова из уст Святейшего Патриарха в адрес служителей Церкви? - «И, наверное, особый суд будет над теми, кто будет посланниками Бога – Царя, кто должен был вручить людям эту грамоту».

На фоне этого, как может кто-то найти в себе соответствующее достоинство присовокупить свой голос к прозвучавшей критике? Кроме того, всегда надо помнить, что искушаясь на критику, мы в каждом порицании видим самих себя – зрим к корень своим же недостаткам и порокам. Увидел на службе зевнувшего монаха и осудил, и искусился: вот лентяи, а то, что многочасовыми молитвенными правилами он изнуряет себя бессонными ночами, молясь за наши грехи Господу и готовясь к службе, дабы не в осуждение подойти к Чаше Причастия, нашему испорченному восприятию не видится вовсе.  Подозревая служителей Церкви в измышляемых нами порой недостатках, только обличаем самих себя – в многостяжании, корыстолюбии и столь многом другом недостойном, как в зеркале видим свои же грехи порой в тех, в ком их совсем нет и клевещим себе лишь самим в осуждение. Как будто не для нас сказано про “сучок в глазе брата твоего» и “кто же скажет брату своему: “рака”. Хотя в данном случае речь идет даже не о суждении ближнего своего, а об осуждении облеченных печатью Божественного доверия, кому нести ответ за свое служение отнюдь не перед нами или даже Святейшим, а пред самим Создателем. И стоит ли нам, особенно считающим себя «давно воцерковленными», брать на себя миссию арбитра? Преподобный Серафим Саровский говорил: «Вот придут к тебе когда сестры по монастырю и будут осуждать: «Вот этот так делает, вот этот так делает», а ты скажи: «Я уж с собой-то разобраться не могу, что мне других судить».

Здесь опять же уместны слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Рассуждая о высоте священнического служения, почему Бог не вручил священническое служение Ангелам? А потому, что Ангелы бездушны и бестелесны. И вручил это служение людям, которые согрешают и падают, но вместе с паствой восстают».

Имеет ли смысл, выискивая «вип-пропуска» и подсчитывая стоимость архиерейского облачения, заглядывать в церковную кружку, наполненную, увы, совсем не нами, чтобы через эти искушения лишать самих себя великой благости Божественного сопричастия. Поистине, один, целуя Крест в храме, умиляется святыне, а другой видит инкрустированные в него камни.

Взывая к пастве, Святейший  Патриарх справедливо перекладывает на нас долю ответственности за ту атмосферу, в которой находятся служители Церкви, через признание наших собственных недостоинств и степени искушения, идущего от нас, ведь «люди создают ту атмосферу, в которой священнослужитель духовно восстает».

Православная Церковь пережила разные сложные времена – и периоды гонений, до тюрьмы и до смерти, и внутренних искусов, и фанфар, переживет она и критику – и предвзятую, и в чем-то справедливую, и на место лукавствующих умом придут те, кто в позолоченной митре будет видеть ангельский свет, в дорогих окладах икон – восславление Господа и Святителей его, а в церковной лавке – радость пожертвования. Церковь переживет!

Проживем ли мы без Нее – гордые критики, строгие ревизоры душ и порядков, цензоры содержания монашеской миски - не осиротим ли мы свою душу, призывая к ответу тех, кто в отличие от нас уже призван Создателем ко служению? Наше ли это дело? Господь говорит: «Мне суд и Я воздам». Каждый же должен больше переживать за то, какой он даст ответ пред Богом за вверенные ему таланты.

Владимир Семенов,

писатель, православный христианин

Subscribe

promo intelligentsia1 july 14, 2018 15:25 4
Buy for 10 tokens
Нам - 10 лет! Я создал это сообщество 15 июля 2008 года. Поздравляю с юбилеем 536 Сообщниц и Сообщников, 488 Читательниц и Читателей, ну и себя, любимого, конечно! За последние 5 месяцев нас стало на 7 Сообщников и на 8 Читателей меньше... То есть число наше стабилизировалось, и мы с Вами,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments