Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote in intelligentsia1,
Александр Бангерский
banguerski_alex
intelligentsia1

Category:

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В РОЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ - 2

(окончание)

Типы интеллигентской ментальности

 За время перестройки сменяется уже третье поколение социальных режиссеров. Перестройку инициировали такие академики, как Аганбегян, Шаталин, Арбатов и Заславская в ролях теоретиков, советников и помощников первых руководителей государства. Эстафету приняли Попов, Собчак, Хасбулатов и другие профессора - сначала как оппоненты консервативных сил в руководстве государством и составители альтернативных программ перехода к рынку, а потом как функционеры нового порядка. Наконец, в эпоху Гайдара важное государственное дело строительства капитализма перешло к кандидатам наук, ученикам профессоров и академиков, выступающим в ролях экспертов, консультантов, народных депутатов и руководителей "независимых исследовательских центров". Они представляют последний резерв советской ментальности, с характерным для нее представлением о беспредельной пластичности социальной реальности и о доминировании экономики над политикой и культурой. 


 Пребывание в социалистическом пространстве-времени породило чуждые западной цивилизации, которая неизбежно сопряжена с рынком, восприятие и переживание мира. Менталитет граждан бывшего СССР в современном мире уникален. Можно выделить по меньшей мере три фундаментальных мифологемы, которые в значительной степени детерминируют мышление экспертов-разработчиков политики в посткоммунистических странах и определяют содержание их рекомендаций руководителям новых независимых государств: мифологему обьективности знания о реальности, мифологему сконструированности реальности и мифологему управляемости социально-экономическими процессами. 
 Мифологема обьективности знания задает "единственно верные" представления о существовании социально-экономических, политических и даже географических реалий. Государство, согласно мифологическим представлениям, является совокупностью министерств и ведомств, представительских и контрольных органов, бывших союзных республик с областным и районным делением. Граждане государства исчерпывающе характеризуются набором социально-учетных признаков, таких как пол, возраст, национальность, социальное происхождение и положение в административной иерархии, образование и место жительства. Пространство государства сакрально и процедура пересечения его границ обставлена по всем канонам мифологического общества. Сакральность присуща и понятию гражданства. 
 Любые события должны быть локализованы государственной мифологией в определенной части государства - на территории или в отрасли, и в определенном государством периоде времени. Государственно значимые события происходят с мужчинами и женщинами определенного государственными органами возраста и социального положения, совершающими действия, одобренные руководством государства или воспроизводящими случавшееся ранее в мифологическом прошлом. В противном случае события не считаются состоявшимися и никак не фиксируются средствами массовой информации и государственной отчетностью. 
 Согласно мифологеме сконструированности, социальная реальность - продукт рациональных человеческих действий и именно поэтому может быть реформирована, перестроена и модернизирована. Все естественное и несконструированное при построении социализма должно было быть уничтожено. История социалистического государства может рассматриваться как перманентное строительство того, что сейчас перестраивается и уничтожение того, что существовало некогда само по себе. Государственные институты и общественные отношения при социализме представляют собой, если следовать мифологеме сконструированности, что-то вроде детского конструктора. Они состоят из отдельных деталей, произвольное комбинирование которых позволяет получить любую необходимую в данный момент конструкцию системы управления. Эта конструкция должна работать эффективно, причем критерии эффективности задаются теориями интеллигентных аналитиков. В том случае, если эффективность работы конструкции меньше, чем это следует из теории, необходимо исправить какие-то ее элементы: административно-территориальное устройство, производственную структуру или людей. 
 Для того, чтобы правильно произвести ремонт и наладку, необходимо составить программу этой деятельности. В ходе перестройки планирование приобрело форму составления программ перехода к рыночной экономике и демократическому обществу - планируется процесс реформ. Мифологема сконструированности социальной реальности настолько глубоко пропитала сознание, что рожденные при этом режиме люди не представляют себе какой бы то ни было другой деятельности кроме составления программ переустройства экономики и социальной структуры с целью построения коммунизма или капитализма. 
 Мифологемы обьективности и сконструированности реальности естественно дополняются мифологемой управляемости социально-экономическими процессами. По социалистически рефлектирующий человек, особенно экономист, считает само собой разумеющимся, что существуют некие параметры реальности, на которые можно рационально воздействовать. Эксперты-специалисты по построению капитализма, ставшие волей судеб государственными чиновниками, не принимают во внимание того, что сама возможность управления есть свойство социальной реальности, достигаемое на очень высоких стадиях ее развития. 
 Основное содержание их комплекса представлений сводится к тому, что органы власти обладают инструментами управления, позволяющими достигать целей, утвержденными в партийных или государственных инстанциях. В роли такого магического инструмента выступает управленческое решение, наделенное, как и полагается сакральной реальности, высшим смыслом. В годы перестройки принимаемые решения оправдываются ссылками на "опыт цивилизованных стран", в которых более-менее успешно были произведены те операции, которые предусмотрены в решениях. Так, ссылки на опыт Чили, Польши и Южной Кореи стали обычным местом в трудах тех экономистов и политиков, которые занялись программированием перехода к рынку и демократии. 
 Строительство рыночной демократии обставлено по всем правилам мифологического общества. Дачи правительства под Москвой превращены в своеобразные штабы разработки программ преобразования социализма в капитализм. Доверенные экономисты и аналитики в обстановке строжайшей секретности под вооруженной охраной разрабатывают планы мероприятий и последовательности управленческих действий, становящиеся потом предметом жесточайшей политической борьбы. Специально подобранным группам советников разрешается пользоваться засекреченной государственной отчетностью и статистической информацией, к которой они прежде не допускались. Перед ними торжественно ставится задача написать текст решения, которое будет оглашено одним из руководителей государства на очередном ритуальном мероприятии. 
 На этом фоне идеология рыночных реформ преставляется логическим и практическим развитием типично интеллигентного подхода к реальности. Изменилось содержание мифологем, но суть их осталась неизменной. Беды государства сводятся к тому, что кем-то и когда-то были принято неверное решение со страшными последствиями, которые теперь приходиться расхлебывать гражданам государства. Считается, что проблемы нынешнего этапа состоят в том, чтобы принять другое, на этот раз правильное и единственно верное решение.

Формальное представление структуры интеллигенции

 В "прослойке" интеллигенции можно выделить три страты: актеров (писателей, в целом - авторов), критиков и потребителей (зрителей, читателей). Одни интеллигенты пишут (ставят, снимают), другие читают-смотрят (потребляют), третьи критикуют написанное первыми, расчитывая на то, что будут поняты вторыми. Интеллигентный читатель (зритель, слушатель) включен в непосредственное восприятие книги (постановки, фильма), и в критическое их осмысление, и не воспринимает текст (в широком смысле этого понятия) вне его критической интерпретации. Историческая ангажированность является обязательным атрибутом интеллигентского творчества и может вноситься в него как автором, так и критиком, естественно в форме, доступной для восприятия рядовыми интеллигентами - потребителями. 
 Отношения между читателем (зрителем), писателем (автором) и критиком составляли и составляют содержание интеллигентской жизни. Эти отношения, с моей точки зрения, составляют внутреннюю структуру интеллигентности, и только включенные в эту систему люди считаются интеллигентными. 
 Для формальной экспликации структуры интеллигентности необходимо ввести представление об авторском, критическом и потребительском видах деятельности и соответствующих формах деятельности. Отношения между ними могут быть представлены формальной структурой (веерной матрицей рис.1 ), в которой на строки вынесены виды интеллигентской деятельности, а на столбцы - одноименные видам формы деятельности. Пересечение одноименных строк и столбцов отождествлено с АВТОРАМИ, КРИТИКАМИ и ПОТРЕБИТЕЛЯМИ - идеальными типами, задающими базисную структуру пространства интеллигентности, тогда как пересечения разноименных строк и столбцов отождествляются с другими типами интеллигентов. 
 Полный (относительно порождающих отношений матрицы) список типов интеллигентов задается рис.1

Рис 1 . Структура пространства интеллигентности.

формы
деятельности

уровни
деятельности

творческаякритическаяпотребительская
творческийАВТОРЫрефлектирующие
авторы
самодостаточные
авторы
критическийпублицистыКРИТИКИпрофессиональные
критики
потребительскийактивисты
творческой
самодеятельности
элитарные
читатели, зрители
ПОТРЕБИТЕЛИ
(читатели,
зрители)

 Под АВТОРАМИ в контексте данной работы понимаются те интеллигенты, произведения которых становятся предметом интереса критиков, также принадлежащим к пространству интеллигентности. Авторы, не ставшие предметом интереса критиков, остаются вне описываемого пространства (так называемые "забытые авторы", предмет особого интереса интеллигентных интерпретаторов истории), как и те критики, которые интересуются "неинтеллигентными" авторами. Для того, чтобы стать АВТОРАМИ, необходимо противопоставиться государству, пострадать от него, стать предметом обсуждения и осуждения со стороны государства, и в то же время представить результаты авторской рефлексии отношений с государством в художественной форме. При этом вовсе не обязательно, чтобы результаты творчества имели какую-то художественную ценность. Они должны выглядеть так, чтобы их можно был интерпретировать (критически представлять) как новое для государственной парадигмы представление отношений между государством и обществом, как нарушение канонов и преодоление государственной цензуры (8). И Солженицын, и Бондарев (в начале своей карьеры) в этом смысле являются АВТОРАМИ, однако в АВТОРЫ не попадают ввиду своей неинтеллигентности Г. Марков и П. Проскурин. 
 Под КРИТИКАМИ понимаются интеллигенты, специализирующиеся на представлении АВТОРОВ как оппозиционеров и вводящие в пространство интеллигентности новые идеи и темы относительно соотношений между государством и обществом и роли самой интеллигенции в этих отношениях. Сословие критиков не включает в себя официальных государственных критиков, специализирующихся на оформлении государственных запретов и на цензуре. Последние считаются неинтеллигентными. 
 Под ПОТРЕБИТЕЛЯМИ понимаются те интеллигенты, которые пассивно воспринимают результаты труда АВТОРОВ и критические их интерпретации. Это читатели толстых журналов, театральные завсегдатаи, кинолюбители, и т.п. 
 Наиболее значимыми элементами структуры этого пространства являются классические АВТОРЫ, их КРИТИКИ - интерпретаторы и их ПОТРЕБИТЕЛИ, читатели - зрители. Знакомство с "классикой" является обязательным для причисления к интеллигенции, а критическая интерпретация и переинтерпретация творчества классических АВТОРОВ применительно к современности была и остается содержанием творчества многих современных интеллигентных АВТОРОВ. Нет, как представляется, писателя, драматурга или режиссера, не оскоромившегося собственным парафразом Островского, Чехова, Гоголя или какого-то другого классика. Классика - вечно живые произведения избранных авторов - в понимании интеллигенции является живой историей и именно благодаря классике осуществляется связь между прошлым и настоящим. 
 Расмотрим теперь не диагональные элементы рис.1 структуры интеллигентского пространства. Отношение между творческим уровнем деятельности и критической формой деятельности отождествляется с "рефлектирующими авторами", то есть теми интеллигентами-авторами, которые считают своим долгом разьяснить читающей (смотрящей) публике свои позиции относительно героев своих произведений. Тем самым авторы выступают в роли критиков собственного творчества. Читатели "Литературной газеты" не реже раза в неделю имеют возможность ознакомиться с авторской интерпретацией собственного текста одним из представителей этого типа. 
 Отношение между творческим уровнем деятельности и потребительской формой деятельности отождествляется с типом "самодостаточных авторов", то есть теми интеллигентами-авторами, которые считают свои произведения "высшей и последней" стадией художественного творчества, а факт своего существования - историческим событием. Рестораны Домов творчества заполнены этими непризнанными гениями, утверждающими в застолье свою исключительность. 
 Отношение между критическим уровнем деятельности и творческой формой деятельности интерпретируется как тип "публицисты", то есть такие критики, продукция которых становится авторскими произведениеми. Такие публицисты, как В. Лакшин, А. Стреляный или А. Лебедев известны всем интеллигентам. 
 Отношения между критическим уровнем деятельности и потребительской формой деятельности интерпретируется как тип "профессиональные критики", под которыми понимаются критики, сделавшие себе имя текущей журнальной публицистикой и рефлексией относительно того, что должны читать рядовые интеллигенты-потребители. Модельный современный пример - Наталья Иванова, профессиональный популяризатор своих любимых и нелюбимых авторов. 
 Отношения между потребительским уровнем деятельности и творческой формой деятельности интерпретируются как тип "активисты творческой самодеятельности", то есть потребители, выступающие в роли самодеятельных авторов. Б. Окуджава и Ю. Ким в начале своей карьеры достаточно в этом смысле типичны. Творческая самодеятельность является обязательным атрибутом этого типа интеллигентности. 
 Отношения между потребительским уровнем деятельности и критической формой деятельности интерпретируется как тип "элитарные потребители", то есть такие читатели и зрители, которые находятся в критической коммуникации с авторами и критиками или ищут пути для такой коммуникации, публично высказывая критические оценки авторских произведений. Почта толстых журналов в свое время была переполнена письмами элитарных потребителей. 
 В целом пространство интеллигенции делится диагональными элементами (АВТОРАМИ, КРИТИКАМИ, ПОТРЕБИТЕЛЯМИ) на две функционально различные части - наддиагональную и поддиагональную. Наддиагональная часть может быть названа творчески - союзной, поскольку отношения между составляющими ее элементами (рефлектирующими авторами, самодостаточными авторами и профессиональными критиками) развиваются в основном в рамках Союзов писателей, кинематографистов, театральных деятелей, и пр. Поддиагональная часть, представленная отношениями между публицистами, самодеятельными авторами и элитарными потребителями может быть названа артистическо-диссидентской, так как противостоит тому, что происходит в государственных творческих союзах.

Структурное представление интеллигентских конфликтов

 Кроме основного конфликта между интеллигенцией и государством, развивающегося в основном в русле проблем, связанных с разрешением или запретом на художественную экспликацию тех или иных моментов российской истории, существуют конфликты внутри интеллигенции. Эти конфликты разноплановы и разноуровневы, однако определяются общей структурой интеллигентского пространства и могут быть описаны в терминах схемы рис.1. 
 В частности, может быть выделен конфликт между творчески-союзной и артистически-диссидентской частями интеллигенции (то есть между поддиагональными и наддиагональными типами), выражающийся в презрении союзно-творческой интеллигенции к "босоте и богеме", и подспудном желании последних "перейти диагональ" и получить к доступ к благам, распределяемых среди членов творческих союзов. 
 Внутренняя конфликтность "творчески-союзной" интеллигенции общеизвестна. В первую очередь она связана со стремлением рефлектирующих авторов, самодостаточных авторов и профессиональных критиков занять места на диагонали, стать классиками - АВТОРАМИ и КРИТИКАМИ и тем самым войти в историю. 
 Третий конфликт связан с выделенным положением публицистов и рефлектирующих авторов и их противопоставлением основной массе интеллигентов-потребителей. Последние апеллируют к АВТОРАМ и КРИТИКАМ - классикам (живым и мертвым), утверждая их приоритет в искусной историзации жизни. Публицисты и рефлектирующие авторы, напротив, считают свои интерпретации истории и современности по меньшей мере столь же адекватными, как и классические. 
 Внутренняя динамика этих конфликтов в спокойные времена приводит к воспроизведению интеллигенции как среды обитания интеллигентов: "босота и богема" социализируется, ее принимают в творческие союзы, члены творческих союзов становятся при жизни КЛАССИКАМИ, а многочисленные потребители привыкают к тем реалиями, которые трудами рефлектирующих авторов и публицистов вводятся в интеллигентскую онтологию. Поддиагональные типы плавно перетекают в наддиагональные, освобождая функциональные места для нового поколения интеллигентов, которое к концу жизни ждет таже судьба. 
 Но так бывает только в спокойные времена. При либерализациях и перестройках изменяется структура пространства интеллигентности. Это в первую очередь проявляется в потере своего значения структурообразующей диагональю. Классика, ее интерпретаторы и почитатели уходят в социальное небытие, на периферию интеллигентского пространства и ранее единое пространство интеллигентских смыслов распадается на совокупность мало связанных между собой подпространств - сект (9), формально подобных изначальному. Этот процесс можно отобразить в виде схемы рис.2

Рис.2 Структура пространства интеллигентов-сектантов.

формы
деятельности

уровни
деятельности

творческо-
критическая
критико-
потребительская
творческо-
потребительская
творческо-
критический
НОВЫЕ
АВТОРЫ
критико-
потребительский
НОВЫЕ
КРИТИКИ
творческо-
потребительский
НОВЫЕ
ПОТРЕБИТЕЛИ

 При формировании сектантского пространства из основного пространства интеллигентности вычленяются попарно симметричные относительно диагонали типы (рефлектирующие авторы и публицисты, самодостаточные авторы и активисты творческой самодеятельности, профессиональные критики и элитарные потребители). При этом различия между типами в каждой паре становятся несущественными (10), а отношения внутри пары становятся особой новой реальностью, расчленяемую на уровни деятельности и формы деятельности - аналогично веерной матрице рис.1. Рефлектирующие авторы и публицисты формируют творческо-критический уровень деятельности и соответствующую форму деятельности, в то время как самодостаточные и самодеятельные авторы формируют творческого-потребительский уровень и форму деятельности. Пересечение одноименных форм и уровней деятельности отождествляется с типами " НОВЫЕ АВТОРЫ", "НОВЫЕ КРИТИКИ" и "НОВЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ", выпоняющими роль структурообрующей диагонали сектантского пространства, новой классики. 
 В отличие от основного и единого интеллигентского пространства (рис.1), недиагональная структура сектантских пространств (рис.2) пуста, в ней нет типов, представляющих "широкую публику". Но зато сект очень много. В качестве примеров сект можно привести "Митьков" как АВТОРОВ, их немногочисленных КРИТИКОВ и столь же немногочисленных почитателей, или "Приговцев", у коих три-четыре классика-АВТОРА, десяток критиков и несколько сотен читателей-ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. 
 После окончания очередной перестройки структура интеллигентского пространства восстанавливается, а ряды классиков пополняются за счет включения в их число НОВЫХ АВТОРОВ и НОВЫХ КРИТИКОВ из разных сект. Так в тридцатые годы ХХ века в число классиков попали Маяковский, Есенин и Шкловский. 
 Сейчас в очередной раз распалось основное интеллигентское пространство, исчезли государственные творческие союзы. Их место заняли многочисленные секты - обьединения (писательские, кинематографистов, художников), члены которых интегрируются согласно общей для них художественной интерпретации истории. "Поддиагональные" авторы, критики и потребители вошли в состав новых творческих обьединений. Толстые журналы, задававшие основные модальности и темы интеллигентской рефлексии, практически прекратили свое существование, а их бывшие читатели и почитатели занялись бизнесом или политикой. Однако еще ничего не кончено.

Будущее интеллигенции

 Интеллигенция и социально однородное государство неотделимы. Для интеллигенции как группы смертельно опасно отчуждение экономики от политики и формирование стратифицированного по экономическим признакам общества. Изменение отношений между государством и обществом при благоприятном (нетоталитарном, демократическом) исходе приведет к исчезновению интеллигенции. Для самосохранения интеллигенция должна тем или иным способом стимулировать воспроизведение социально-однородного (сословного, кастового, классового или кланового) государства в форме Российской империи, СССР или какой-то другой. Если ей это удастся, то будущее интеллигенции обеспечено. В этом смысле показательно поведение многих интеллигентов в октябре 1993 года, сразу после вооруженного разгона российского парламента. Одни из них мгновенно начали самоорганизовываться в привычные по доперестроечным временам диссидентские структуры, настраиваясь на противостояние замаячившей было тени сильного государства, и так обрели потерянную основу своего существования. Другие, напротив, начали воспевать "во славу Великой России" и занялись теоретическим обоснованием и оправданием "сильной президентской власти" и ее актуальных и потенциальных кровопролитных действий. Действия и тех, и других были направлены на воспроизведение привычных отношений между государством и обществом и, следовательно, на воспроизведение интеллигенции.

 Если нарождающиеся сейчас в России или наследующих ей социально-экономических квазигосударственных структурах новые социальные группы преодолеют барьер в отношениях между государством и обществом, то интеллигенция исчезнет, освободив место естественному и экономически детерминированному разделению занятий. Историки займутся изучением истории, писатели и художники начнут творить сообразно требованиям соответствующих рынков, ученые займутся наукой.

 Напротив, возникшее на остатках СССР сильное государство, сумевшее преодолеть экономическую катастрофу, регионализацию и межэтнические конфликты ради цели сохранения самого себя как сверхдержавы, которое возьмет на себя заботу о науке, культуре, образовании, здравоохранении и прочих субстратах произрастания интеллигенции - создаст условия для возрождения великой отечественной интеллигентской культуры и порожденного той искусства.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1994. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1997

Антологии. Пределы власти. # 1.
Симон Кордонский. Интеллигенция в роли национальной интеллектуальной элиты.
http://old.russ.ru/antolog/predely/1/kord.htm

Tags: Кордонский, статьи об интеллигенции
Subscribe

promo intelligentsia1 july 14, 2018 15:25 4
Buy for 10 tokens
Нам - 10 лет! Я создал это сообщество 15 июля 2008 года. Поздравляю с юбилеем 536 Сообщниц и Сообщников, 488 Читательниц и Читателей, ну и себя, любимого, конечно! За последние 5 месяцев нас стало на 7 Сообщников и на 8 Читателей меньше... То есть число наше стабилизировалось, и мы с Вами,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments