"Неприязнь интеллектуалов к буржуа, к "мировому мещанству" имеет, вероятно, не только социально-психологические причины. По-видимому, здесь проявляются какие-то скрытые законы всеобщего духовного производства. Его профессиональные деятели не любят благополучных времен, ибо они не благоприятствуют появлению великих идей и учений. Отсюда - профессиональное, я бы сказал, неприятие "пресных" эпох интеллектуалами самого разного толка и профиля.
К тому же благополучно-застойные эпохи неизбежно оборачиваются для интеллектуала поражением в статусе. Здесь он в лучшем случае эксперт и советчик у власть предержащих. Но в грозные, эсхатологические времена статус носителей идей круто меняется: они становятся оракулами, пророками, народными трибунами и вождями. Личный, относящийся к эмпирическому благополучию риск здесь велик как никогда, но даже ему сопутствует ореол жертвенного величия.
Интеллектуалы более всего боятся "конца истории", угасания космогонических процессов, в ходе которых они страдают, гибнут, умирают за идеи - словом, живут, как и подобает профессионалам этого рода. Поначалу их эпатажи и провокации выглядят как более или менее невинные художественные и философские стилизации - под примитив, варварство и т.п. Если эти стилизации замыкаются в рамках одной из духовных элит, скажем, художественной, то это поначалу лишь способствует преодолению синкретизма духовной жизни. Эстетическое обособляется от нравственного, освобождаясь от морализаторства и расширяя свои горизонты.
Но цивилизация знает еще одну форму венчурной деятельности - политику. Когда ослабевают подпорки
авторитарно-патриархальной культуры, когда и в политику проникает соблазн эксперимента, выход за рамки ритуально-канонических форм, происходит почти неотвратимая встреча Художника с Политиком. Она - кульминационно-критический момент в развитии общества; она означает, что часы истории переведены в новый, ускоренный ритм, приближающий все развязки..."
А.С. Панарин. "Философия политики"
Community Info