Вот и в разговоре об интеллигенции мы наблюдаем хоровое исполнение смысловых конструктов. Участники коммуникации буквально подхватывают реплики друг друга. Очевидные прерывания приобретают форму поддержки и одобрения высказываний (строка 4), что подчеркивается ведущим речевой партии повторением «да» (строки 5, 3). Любопытно, что выбивающийся из общей мелодии участник, пытающийся переключить разговор на другую тему, попросту игнорируется (строки 10-11, 13-14). Все его попытки заканчиваются неудачей, подытоженной общим смехом, завершающим коллективную партию (строка 14).
1. У3: (…) у нас понятие интеллигентный >как определение< оно
2. достаточно широко используется. На самом деле оно является
3. синонимом слова куль[турный
4. У5:[культурный
5. У3: ↑да то есть оно ↓воспринимается интеллигентый значит культурный
6. а затем из этого определения дее:лают существительное
7. <интеллигенцИЯ> ↑да интеллигенция это человек который
8. соблюдает какие то нормы этикета, ходит в театр, ◦еще чо то там◦
9. ну и так далее (.)
10. У4: И еще по поводу [э:тимо:: этимологии
11. У2: [не сморкается на пол
12. У3: да, не сморкается в ↓занавески совершенно верно
13. У4: [по пово- по поводу]
14. У5: [а если это делает] то эстетически ((общий смех))
Казалось бы, перед нами мимолетный эпизод обычного интеллигентного трепа, сдобренный долей коллективной рефлексии и самоиронии. Но обратить внимание следует на непроговоренное. Действительно, как-то слишком согласовано с интеллигенции сняты свойства, когда-то воспринимаемые в качестве основных: мессианство, просвещение, преодоление невежества и борьба с тиранией. Другими словами, из социальной, по большей части революционной и опасной для власти группы, интеллигенция предстает эдаким милым, беззубым сообществом культурных, внимательных, хорошо образованных, но бездействующих и политически инертных людей. Новая генерация сморкающихся в занавески эстетов?
Community Info