Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote in intelligentsia1,
Александр Бангерский
banguerski_alex
intelligentsia1

Category:

Михаил Пикитан и Юрий Шлёнский, Интеллигенция и мелкие хозяйчики - 4

Примечания:

1 Статья "Русская политика и русская философия" впервые была опубликована в сборнике "Иное", М., 1995 г. со значительными сокращениями. (вернуться в текст)

2 Пионер -- сетевой публицист, работы которого можно найти на его сайте по адресу http://www.nationalism.org/pioneer/. Наиболее интересны с точки зрения темы данной статьи следующие его работы: "Им трудно быть вашим Богом", "Интеллектуалитет против интеллигенции, Часть 1", то же "Часть 2", "СВОБОДА: слово против мысли", "Казнить нельзя помиловать", и "ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ как социальный феномен". (вернуться в текст)

3 Под "советской интеллигенцией" здесь и ниже мы понимаем именно интеллигенцию в Советском Союзе, а не вообще образованный слой или какую-либо другую общность. (вернуться в текст)

4 См. например статью С.Б.Переслегина и Е.Б.Переслегиной "Экспериментальный курс лекций по теории менталитетов" по адресуhttp://www.igstab.com/materials/Pereslegin/Per_MentalLec.htm. (вернуться в текст)

10 См. 4. (вернуться в текст)

11 Например, крестьянин, которого забрали в армию, и который затем дослужился до офицера. Очевидно, его менталитет изменится на аристократический (см. например воспоминания А.И.Деникина о своем отце, Деникин А. И, Путь русского офицера. — М.: Современник, 1991). (вернуться в текст)

12 Наилучшим образом аристократический тип описан и проанализирован например в небольшом романе Александра Богданова (Малиновского) "Инженер Мэнни", который можно найти по адресу http://oldsf.narod.ru/PRED/BOGDANOV/bogdanov_engineer_manni.htm. (вернуться в текст)

13 Поясним, что мы имеем в виду. Познание может привести человека к пониманию законов, управляющих миром. Такой человек знает больше и понимает все гораздо глубже, чем окружающие. Он оказывается в положении зрячего среди слепых. Он видит, что окружающие его люди слепы и видит, куда они идут. Он также легко понимает мотивы, побуждающие другого человека сделать то или иное. Это положение также можно уподобить положению взрослого среди детей. В подобной ситуации любые старые ценности теряют для зрячего (взрослого) всякий смысл. Например, никто больше не способен его оскорбить -- нельзя же обижаться на неразумное дитя. Подобным же образом обесцениваются и остальные старые ценности. На их место приходят другие, о которых мы здесь распространяться не будем так как это отдельная тема. (вернуться в текст)

14 Основным отличием Востока от Запада является отсутствие систем (подробнее, см. статью М.Пикитана "О понимании" по адресуhttp://www.tertia-roma.ru/insight.html). Доминирование систем на Западе приводит к тому, что обществу в целом или отдельным профессиональным его группам всегда навязывается определенный образ мышления, определенные идеи и подходы. Система выстроена так, чтобы добиться почти повсеместного распространения данного образа мышления одновременно ограничивая распространение других. В случае если этот способ мышления правилен, получается очень хороший результат (в терминологии настоящей статьи, общество движется в сторону пятого менталитета) и никакие усилия отдельных людей не могут помешать этому процессу -- чтобы это сделать, надо повлиять на систему. Однако часто это не так. В таком случае повсеместно распространяется умствование, неправильный подход к познанию. И этому также сложно помешать. В этом причина распространения интельского менталитета на Западе -- на его распространение работает система. Система -- это усилитель господствующих тенденций, а ошибочны ли эти тенденции -- ей неважно.

Восток устроен иначе. На Востоке главное -- человек. А когда человек, обладающий истинным знанием встречается с шарлатаном, побеждает истина. На Востоке за шалатаном нет системы. Поэтому интельству там никогда не удастся сильно распространиться (разве что через системы, импортированные с Запада; но вряд ли они способны сильно изменить положение) несмотря на ту же тенденцию к умствованию, по-видимому заложенную в самой человеческой природе. (вернуться в текст)

15 См. например В.И.Ленин, "О продовольственном налоге". (вернуться в текст)

20 См. статью Пионера "Интеллектуалитет против интеллигенции". (вернуться в текст)

21 М.Гершензон в "Вехах" пишет: "Каковы мы есть, нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом,-- бояться его мы должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной.". Во втором издании в примечании он добавляет:

Эта фраза была радостно подхвачена газетной критикой, как публичное признание в любви к штыкам и тюрьмам.-- Я не люблю штыков и никого не призываю благословлять их; напротив, я вижу в них Немииду. Смысл моей фразы тот, что всем своим прошлым интеллигенция поставлена в неслыханное, ужасное положение: народ, за который она боролась, ненавидит ее, а власть, против которой она боролась, оказывается ее защитницей, хочет ли она того или не хочет. "Должны" в моей фразе значит "обречены": мы собственными руками, сами не сознавая, соткали эту связь между собою и властью,- в этом и заключается ужас, и на это я указываю.

(вернуться в текст)

22 См. интервью "Известиям" за 16 июля 2003 года под заголовком "Нам нужно джентльменское соревнование идей об улучшении общества". (вернуться в текст)

23 См. запись об интеллигенции в Живом Журнале Константина Крылова, которую можно найти по адресу http://www.livejournal.com/users/krylov/635715.html. (вернуться в текст)

24 О власти слова хорошо пишет Пионер с статье "СВОБОДА: слово против мысли". (вернуться в текст)

30 После войны их сняли с довольствия. СССР в результате войны изменился так, что они оказались уже не нужны. (вернуться в текст)

31 Эти люди находились в безопасности, ведь сами они не представляли никакой опасности для советской власти, которая предпочитала выяснять отношения с их нанимателями напрямую. У этих людей есть все признаки наличия буржуазного менталитета. Не то с Савинковым, Врангелем, Кутеповым, с Троцким наконец -- все они были выкрадены или убиты. Ни с одним из них не устраивалось публичных процессов -- с ними поступили как с настоящими, опасными врагами. (вернуться в текст)

32 См. например Пионер, "Интеллектуалитет против интеллигенции, Часть 2" по адресу http://nationalism.org/pioneer/intellectualitet(1-2).htm. (вернуться в текст)

33 См. Владимир Гиляровский, "Трущобные люди", сочинения в трех томах, т. 1, Инфосфера, Москва, 1994. (вернуться в текст)

34 До революции лучшие бандиты шли в революционеры. Царское время дало нам целую плеяду кавказских революционеров, в то время как советское -- такую же плеяду воров в законе (которым сейчас служат наши интеллигенты). (вернуться в текст)

35 Приведем один пример такого изменения взглядов. На сайте "Русская фантастика" в статье "Комментарии к пройденному" (по адресуhttp://www.rusf.ru/abs/books/bns-04.htm), Борис Стругацкий пишет:

Между прочим, с представлениями самих авторов относительно мира "хищных вещей", ими же созданного, произошла любопытная метаморфоза. Изначально авторы были уверены, что написали антиутопию, изобразили мир, в котором каждому уважающему себя человеку тошно и стыдно жить. Но как-то, добрый десяток лет спустя, один мудрый читатель задал мне совершенно неожиданный вопрос: "А чем, собственно, так уж плох этот ваш мир? Ведь, на самом деле, он существует по принципу "каждому - свое", а это далеко не самый плохой из принципов существования". И я впервые тогда глянул на мир "хищных вещей" глазами непредубежденного, неангажированного человека, далекого от очевидных, но не так уж чтобы общепринятых, хотя и вполне достойных, постулатов типа "человек создан для творчества", "человек это звучит гордо", "правильно мыслить - вот основной принцип морали" и так далее, в том же духе. И этими глазами я увидел мир, не лишенный, разумеется, своих недостатков, в чем-то - убогий, в чем-то - пакостный, в чем-то - даже непереносимо отвратный... Но при всем при том - содержащий в себе немало светлых уголков и оставляющий, между прочим, широчайший простор и для духовной жизни тоже. Ведь человек в этом мире - свободен. Хочешь - обжирайся и напивайся, хочешь - развлекай себя нейростимуляторами, хочешь - предавайся персональному мазохизму. Но с другой-то стороны: хочешь учиться - учись; хочешь читать - читай, все, что угодно и сколько угодно; хочешь самосовершенствоваться - пожалуйста; хочешь, в конце концов, чистить и улучшать свой мир, хочешь драться за достоинство человека - ради бога! - это отнюдь никем не запрещено, действуй, и дай тебе бог удачи! Ты волен в этом мире стать таким, каким сможешь и захочешь. Выбор за тобой. Действуй.

(вернуться в текст)

36 Примером человека интельского менталитета в современной околоинтеллигентской среде является, пожалуй, И.Р.Шафаревич. Он построил спорную, но любопытную "теорию малого народа" и пропагандировал её в книгах. Интеллигенты же подвергли Шафаревича травле за антисемитизм, по сути, просто так, на всякий случай. Сама теория, её детали, обоснование или полемика оказались интеллигенции вполне безразличны. (вернуться в текст)

37 Хонеккер был в 1945-м освобожден из тюрьмы советской армией. (вернуться в текст)

38 См. статью в "Русском журнале", М.Соколов, "Луч света в темном царстве" по адресу http://www.russ.ru/journal/zloba_dn/97-09-06/sokol.htm. (вернуться в текст)

39 Классический тип буржуа в современной России воплотился в образе "крепкого хозяйственника". Именно этим (менталитетом) Черномырдин с Лужковым так близки и понятны интеллигенции. (вернуться в текст)

40 См. Валерия Новодворская, "По ту сторону отчаяния", М.: Изд-во "Новости", 1993. Также доступна по адресуhttp://www.lib.ru/MEMUARY/NOWODWORSKAYA/novodvorskaja.txt. (вернуться в текст)

41 СССР вышел из царства необходимости в царство свободы. Он мог еще длить свое существование, но не пожелал этого сделать. Это ли не высшая ступень освобождения?!! (вернуться в текст)

50 Крестьянский менталитет "слабее" из-за некультурности его носителей. При попадании его носителя в более развитую культурную среду он может либо измениться, либо стать буржуазным. (вернуться в текст)

51 Г.С.Альтшуллер создал теорию решения изобетательских задач (ТРИЗ). Изложение этой теории можно найти например в Г.С.Альтшуллер, "Найти идею", Новосибирск, изд-во "Наука", 1991. (вернуться в текст)

60 Изложение истории раскрестьянивания в Англии можно найти например в Джордж Маколей Тревельян, "История Англии", Смоленск, Русич, 2002. (вернуться в текст)

61 Middle class (раньше йомены) в Англии -- это прослойка людей, зажатая между высшими классами и народом. Представители этой прослойки имеют ярко выраженный буржуазный менталитет. Их презрительно называют "posh people" -- труднопереводимый термин. Исторически middle class занимается собственно организацией труда на местах. И высшие и низшие классы как правило имеют дело c middle class и лишь в исключительных случаях контактируют друг с другом напрямую.

Другая немаловажная функция этой прослойки вытекает из последнего замечания. Наличие middle class и отношение к нему, сформированное культурой, затрудняет как циркуляцию населения между высшими и низшими классами, так и вообще любое сближение между ними. Джентльмен сделает все, чтобы не опуститься по социальной лестнице на уровень posh people -- их общество ему попросту противно. А на две ступеньки вниз он и не заглядывает. С другой стороны, презрение, которое posh people вызывают у простого народа вызывает у последнего нежелание уподобляться им. У английского народа есть своя гордость. А чтобы стать джентльменом, надо пройти ступеньку middle class. Последний можно уподобить зловонной канаве, разделяющей два класса, к которой ни тем ни другим не хочется приближаться. (вернуться в текст)

62 Сделаем одно важное замечание о промышленной революции и неизбежности прогресса. Считается, что на определенном этапе развития общества неизбежно начинается развитие промышленности, которое столь же неизбежно в силу экономических законов приводит к буржуазной революции. В некотором смысле это верно (важно, что мы понимаем под "этапом развития общества" -- совсем не всякое общество достигает этого этапа), однако в стандартной интерпретации является заблуждением.

Надо понимать, что организация труда для достижения большей эффективности и масштабов производства -- не такая уж сложная наука. Как показывает практика, при желании ей можно обучить практически любой народ, даже если он только-только начинает освобождаться от феодализма. Экономическое развитие сдерживается не неспособностью к организации или техническим или научным прогрессом. Оно сдерживается правящей элитой, т.е. политическими ограничениями. Во все эпохи в отдельных случаях достигался достаточно высокий уровень развития производства. Как правило, такое бывало в торговых городах-республиках. В этом случае с одной стороны удавалось установить политический режим с элементами демократии (в пределах фактически одного города это несложно), а с другой -- экономические интересы всех групп населения были связаны с торговлей, земельные интересы отсутствовали. Однако организация промышленности в большой стране, которая только и может привести к созданию действительно сильного и развитого государства, долгое время была невозможна. Такое положение окончилось с промышленной революцией в Англии, которая смогла осуществиться лишь благодаря совпадению множества условий, придавших политическому строю необходимую гибкость. Заметим, что в Англии так и не произошло буржуазной революции.

Затем началось развитие промышленности и в других странах. Сначала во Франции, затем в Германии и, наконец, в России (США мы не рассматриваем, так как это случай особый). Но вызвано это развитие было не внутренними, а внешними причинами. Внутренне эти страны не были готовы к нему. Однако необходимость военной и политической конкуренции с Англией, а затем и друг с другом вынуждала правящие элиты поощрять промышленное развитие. Политическая неподготовленность к этому во всех этих странах привела к буржуазным революциям, к крушению общественных систем. Этому также способствовало полное непонимание элитами природы происходящих исторических процессов, которое мешало им противодействовать подпаданию страны под английское влияние. Англичане же понимали все очень хорошо. Собственно, именно это понимание и позволило им провести у себя необходимые реформы. После буржуазных революций страны окончательно подпадали под английское влияние. К России это относится не в полной мере. Но история русской революции -- отдельная большая тема, которой мы здесь касаться не будем.

Таким образом, прогрессом мы обязаны только и исключительно Англии, которая сотворила его. Это стало возможным только потому, что аристократия оказалась способна сохранить свою власть в изменившихся условиях. Вообще же, буржуазия не может свергнуть аристократию. Поверженные аристократии континентальной Европы были сломлены вовсе не буржуазией, а Англией и ее аристократией. Проиграть такому противнику не является бесчестьем. Пушкин был прав когда писал:

"Все мое", - сказало злато;
"Все мое", - сказал булат.
"Все куплю", - сказало злато;
"Все возьму", - сказал булат.

(вернуться в текст)

63 В XI-м столетии норманнские дружины почти одновременно высадились в Италии и в Англии и закрепились в обеих странах. С тех пор в течение около 400 лет вся европейская история в большой мере распадается на две части. Это войны между папой (под знаменами которого сражалось норманнское рыцарство Италии; до того Италия не могла выставить войск равноценных немецким) и Германской империей, и войны между Англией и Францией. Такое положение кончилось лишь с появлением на поле боя швейцарской и немецкой пехоты. До того две части норманнского племени с двух сторон держали в напряжении всю Европу. Причину этого следует видеть в необычайной силе, воинственности и гибкости этой части скандинавов, наиболее воинственного народа Европы. Норманнских вождей от Роберта Гвискара и Вильгельма Завоевателя до нынешних вождей англосаксонского мира выделяют выдающиеся военные и политические таланты соединенные с прагматическим подходом к политике. Таким образом, мы видим, что истинной причиной столь успешного течения английской истории является последнее обстоятельство, а вовсе не островное положение занятой норманнами страны (хотя и оно сыграло не последнюю роль; но сколько на свете островов, а Англия одна!). (вернуться в текст)

64 См. статью "Франция" в Большой Советской Энциклопедии. (вернуться в текст)

65 Надо сказать, что большевистский "Декрет о земле" утверждал то же самое. Однако большевики впоследствии сумели направить процесс в нужное русло, удержавшись у власти и проведя коллективизацию. (вернуться в текст)

http://pikitan.livejournal.com/78195.html
Tags: Пикитан, Шлёнский, статьи об интеллигенции
Subscribe

promo intelligentsia1 июль 14, 2018 15:25 4
Buy for 10 tokens
Нам - 10 лет! Я создал это сообщество 15 июля 2008 года. Поздравляю с юбилеем 536 Сообщниц и Сообщников, 488 Читательниц и Читателей, ну и себя, любимого, конечно! За последние 5 месяцев нас стало на 7 Сообщников и на 8 Читателей меньше... То есть число наше стабилизировалось, и мы с Вами,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments