Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote in intelligentsia1,
Александр Бангерский
banguerski_alex
intelligentsia1

Categories:

Ф.Лурье, Интеллигент. Интеллигентность. Интеллигенция

Феликс Лурье
Интеллигент. Интеллигентность. Интеллигенция

Феликс Моисеевич Лурье — публицист, историк, библиограф, автор и составитель более 150 статей, а также 43 книг и альбомов. Сын известного историка революционного движения М. Л. Лурье, член Союза писателей Санкт-Петербурга и Русского ПЕН-центра, первый лауреат премии «Северная Пальмира» в номинации «Публицистика» (1995).

Ясность в терминологии позволяет избежать ненужных баталий и невинных заблуждений.
Блез Паскаль

Ищите за словом его содержание, изучайте условия данного времени и данной общественной формы.
П. Л. Лавров

Нередко мы о чем-то в запальчивости спорим, самонадеянно рассуждаем, не дав определения предмету, о коем идет речь. Д. С. Мережковский объявил первым интеллигентом Петра Великого, потому что «единственные законные наследники, дети Петровы, — все мы, русские интеллигенты»1. Н. А. Бердяев назвал А. Н. Радищева первым интеллигентом, потому что он в «Путешествии из Петербурга в Москву» произнес: «Душа моя страданиями человеческими уязвлена была»2. Кто из них интеллигент и кто первый? Не следует ли прежде уяснить, кто такие интеллигенты, дать этому термину определение, хотя бы не всеобъемлющее?

Отдаленные, чуть заметные признаки интеллигенции отыскиваются в греческих полисах, в появлении демократической формы правления, светской поэзии, философии, искусства. Эллинская культура, воспринятая Римом, сделавшись греко-римской, завоевала значительные территории Древнего мира. Существенные изменения в жизни Европы начались с появлением христианства. Сильнейшим потрясением было Великое переселение народов — массовое вторжение гуннов, сарматов, германских, славянских и других племен в пределы Римской империи, — ввергнувшее Европу в «темные века» Средневековья3. В IX–XI веках из единой христианской церкви образовались Западная (Католическая) и Восточная (Православная). В XVI веке Западная церковь раскололась на Католическую и Протестантские. Средневековая цивилизация была церковной, духовенство главенствовало во всех областях жизнедеятельности, светскость исчезла.
Закат Средневековья начался с торжества итальянского Ренессанса. До него промелькнули «Каролингское обновление» во Франкском государстве при Карле Великом, Людовике Благочестивом и Карле Лысом (условно 781–877) и «Оттоновский Ренессанс» в Германии при королях Оттонах I, II и III (около 936–1002). Это были образовательные реформы словесности и права, призванные повысить грамотность духовенства и придворной знати. «Каролингское обновление» побудило к сохранению и копированию рукописей римских авторов. «Оттоновский Ренессанс» добавил к ним византийские (греческие). Третье из европейских средневековых Возрождений наблюдается в XII веке при появлении университетов — учебных корпораций наставников и студентов, обладавших не слыханной до того независимостью от церковной и светской властей. При обучении в них использовались копии трудов древних писателей и философов, изготовленные в монастырских скриптериях4. Студенты, изучая по ним латынь и греческий, знакомились с содержанием текстов, что и явилось первым толчком к появлению итальянского (европейского) Ренессанса.
Знакомясь с романскими и греческими манускриптами и артефактами, люди Возрождения творили самобытное искусство, поэзию, философию, законодательство. К середине XV столетия изменившиеся образ жизни и сферы деятельности привели к появлению нового человека, свободного от церковных догм, вытесненных стремлением к знаниям, к новым идеям, идеям гуманизма.
Гуманизм (лат. humanus — человечный) — направление человеческой мысли, выступающее в защиту свободы и достоинства личности, за освобождение от схоластических взглядов и идеологического закрепощения, всестороннее развитие человека, человечность во всех сферах деятельности.
Гуманизм не профессия, а форма существования, образ мыслей. Среди гуманистов были не только поэты, ученые, художники, но и шерстяники, банкиры, купцы, священнослужители. Одни вышли из очень богатых семей, другие — из бедных. Гуманисты объединялись в корпорации по взглядам, духовной близости, содружеству индивидуальностей. Они не боролись за единство мыслей, поощрялась самобытность, их сообщества имели корпоративные цели: содействие просвещению, сопротивление тирании, борьба с продажей государственных должностей, воровством и взяточничеством, с бедностью как злом, опасным для существования государства. Гуманисты, противясь феодальным отношениям, вырвали науку из повиновения теологии, развили в людях уверенность в себе, чувство достоинства, значимости, заставили политиков прислушаться к философам и поэтам. Они проповедовали культ познания, соперничества, прославления выдающихся достижений в науке и искусстве, полагали, что бедствия порождаются невежеством, что совершенство знаний приближает к Богу. Основные принципы гуманизма почерпнуты в философии и литературе древних, гуманисты вдохнули жизнь в обновленную европейскую культуру. Они задавали тон во всех областях человеческой деятельности. Среди людей Ренессанса гуманисты стояли первыми. Не от этого ли эпоха Ренессанса самая успешная в истории Западной Европы?
Культура (лат. Cultura — возделывание) — 1) совокупность общественных, духовных, производственных достижений людей; 2) уровень просвещенности, знаний, воспитанности, развитости интеллекта; 3) сфера деятельности в области просвещения, распространения знаний о достижениях искусства, науки, о всех результатах духовной, интеллектуальной и художественной жизни5.
Приведем упрощенное определение культуры.
Культура — все, что создано руками и разумом человека; подразделяется на материальную, духовную и человеческих отношений.
В 1375 году канцлером Флорентийской коммуны избрали поэта и переводчика Колуччо Салутати (1331–1406). Миланский тиран Галеаццо Висконти говорил, что послания мессера Колуччо «приносят ему больше вреда, нежели тысяча флорентийских всадников»6. Один из первых гуманистов, Салутати своей деятельностью был столь полезен Флоренции, что горожане пожелали впредь избирать на высокие административные посты не родовитых, а умных, талантливых людей. Коммуна поощряла просвещение горожан, церковные власти не отставали от светских. Невежество сделалось постыдным7.
Гуманисты европейского Возрождения — прямые предшественники западных интеллектуалов и отчасти русских интеллигентов, что-то они взяли у членов академии «Каролингского обновления», творцов «Оттоновского Ренессанса» и наставников из университетов. Первые русские интеллигенты воспитаны на славянской книжности и отголосках византийской культуры, поздние — еще и на идеях европейских гуманистов.
Интеллектуал — человек с развитыми духовными интересами, с высоким интеллектом8.
Интеллект (лат. Intellectus — понимание) — умственное начало индивида, разум, рассудок, способность человека к мышлению, пониманию9.
Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными10.
Нравственность — духовные качества человека, которыми он руководствуется, одна из форм общественного сознания, совокупность норм поведения.
Вслед за угасшим Ренессансом в середине XVII века в Европе обнаруживаются зачатки эпохи Просвещения. В начале XVIII века они наблюдаются в России, Н. А. Бердяев назвал первым русским интеллигентом А. Н. Радищева. Но разве Стефан Яворский (1658–1722), префект Киево-Могилянской академии, президент Славяно-греко-латинской академии, местоблюститель патриаршего престола, не интеллигент? (Читайте его тексты, каталог его личной библиотеки, вступительное слово к каталогу.) И Антиох Кантемир (1707–1744), дипломат, первый русский поэт-сатирик, П. А. Толстой, М. В. Ломоносов не интеллигенты? Дадим определение интеллигенту, не претендующее на окончательную редакцию.
Интеллигент (лат. Intelligent) — лицо, обладающее обостренными чувствами справедливости и сострадания, независимым мышлением, борющееся с идеологическим закрепощением, неизменно следующее принципам высокой морали.
Интеллигент независимо от образования, рода занятий, происхождения, сословной принадлежности, социального положения и вероисповедания обязан быть сомневающимся, терпимым к иным взглядам, но не ко всем поступкам, демократичным, обладающим хорошим вкусом; он не может быть действующим политиком. Политик руководствуется интересами и в соответствии с ними меняет убеждения, следовательно, и мораль. Отчасти это относится и к бизнесменам. Бывают исключения, например Вацлав Гавел. Интеллигент в разное время и в разной степени, но всегда — оппонент власти, так он устроен.
Философ С. Л. Франк (1877–1950) в 1909 году размышляет о самой яркой черте интеллигента: «Нравственность, нравственные оценки и нравственные мотивы занимают в душе русского интеллигента совершенно исключительное место. Если можно было бы одним словом охарактеризовать умонастроение нашей интеллигенции, нужно было бы назвать его морализмом. Русский интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые»11.
Наш современник Б. Ф. Егоров называет два главных качества интеллигента: «Превосходство духовных интересов над материальными и служение людям»12.
Большинство перечисленных качеств субъективны, поэтому причисление к интеллигентам того или иного лица носит субъективный характер.
Этика (лат. Ethica — обычай, характер) — 1) раздел философии — учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе; 2) совокупность норм поведения, мораль13.
Мораль — (лат. Moralis— нравственный) — система исторически сложившихся правил поведения, определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям.
В России, и не только в ней, в основу общепризнанной морали положены постулаты христианского учения. И тем не менее мораль изменяется во времени: мораль британского рыцаря времен крестовых походов отличается от морали русского разночинца пореформенной России; мораль — сословна, корпоративна и даже возрастная. Изменение морали меняет определение интеллигента. Сформулированное в XIX веке, определение интеллигента не может быть принято в XXI веке.
Дадим определение «интеллигенции», оно, как и «интеллигент», не претендует на окончательную редакцию.
Интеллигенция — общественный слой, в который входят лица, обладающие качествами интеллигента и объединенные соблюдением высоких моральных принципов14.
В общественный слой могут входить лица, имеющие различные уровни образования, религиозные убеждения, происхождение, социальное положение. Интеллигенты существуют всегда, интеллигенция — нет. Интеллигент — это сущность личности, форма существования. В силу развитых индивидуальностей, самобытности мышления интеллигенты не составляют единого сообщества, не создают устойчивые группы, как некогда гуманисты. Объединяющиеся хотя бы отчасти утрачивают индивидуальности. Сообщества интеллигентов лишь тогда становятся интеллигенцией, когда их влияние на общественную жизнь и внутриполитическую обстановку ощутимы. Вопреки распространенному утверждению, ни интеллигенты, ни интеллигенция, за редчайшим исключением, например академик-востоковед С. Ф. Ольденбург (1863–1934), не входили в органы власти России. Падение Временного правительства, катаклизмы перестройки никакого отношения к интеллигенции не имеют15.
Союзы писателей, композиторов и др. не есть объединения интеллигентов. Их и создали для того, чтобы легче за «интеллигентами» присматривать. Все ли члены творческих союзов были интеллигентами? Один из организаторов Союза писателей СССР А. М. Горький интеллигентом не был. Это он писал 9 января 1905 года: «Итак — началась русская революция, мой друг (Е. П. Пешкова. — Ф. Л.), с чем тебя искренно и серьезно и поздравляю. Убитые — да не смущают — история перекрашивается в новый цвет только кровью»16. Горький предполагал своей кровью ничего не перекрашивать. Вспомним его поездку на Соловки и вояж по Беломоро-Балтийскому каналу, барское житие-бытие в гучковском особняке. «Русская интеллигенция — лучшая в мире»17, говаривал он. Другой интеллигенции в мире не существует.
В Средние века и позже почти все западноевропейские государства преодолели в своем развитии одни и те же этапы, лишь незначительно различающиеся. Поэтому Западная Европа может быть рассматриваема как единое целое. Россия прошла иной путь. На него главным образом повлияли близость Азии, более позднее формирование государства, монголо-татарское иго, верность православию. В этом кроется одна из основных причин появления интеллигенции именно в России. Это уникальное явление, посетившее Россию, имело заметное влияние на европейскую культуру и осталось почти незамеченным. Оно не оценено ни на родине, ни вне ее.
Социолог И. В. Иванов-Разумник (1878–1946), отмечая неопределенность формулировки, дает следующее определение: «Интеллигенция есть орган народного сознания, интеллигенция есть совокупность живых сил народа…» Он утверждает, что интеллигенция появилась в России в XV веке в результате борьбы церковных партий18.
Оксфордский словарь определяет интеллигенцию как «ту часть народа (в особенности русского), которая стремится к независимому мышлению»19.
Перефразируя Ю. М. Лотмана, интеллигент «должен обладать механизмом самовоспроизведения». Это лишь отчасти так. Перефразируя далее, интеллигент взращивается «прикосновением», живым общением с интеллигентом. «Кто-то передал» качества интеллигента. Тогда это происходит гораздо быстрее, чем по книгам20. Интеллигент не наследуем.
Термину «интеллигенция» нет соответствующего термина, который можно было бы образовать от «интеллектуала». Интеллектуалы не составляют общественного слоя. Интеллектуал — не синоним интеллигента. В определении термина «интеллектуал» отсутствует «мораль».
Интеллигентность (лат. Intelligens — понимающий) — высокая внутренняя культура21.
Что такое внутренняя культура?
Д. С. Лихачев как-то сказал: «Интеллигентность — это то, чему невозможно подражать». Нам представляется, что интеллигентность — это некие внешние качества интеллигента: знание этикета, языков, умение поддерживать разговор и др. Интеллигентный человек и интеллигент не одно и то же. Лицо, которому присуща интеллигентность, не всегда может быть интеллигентом. Повторяю: интеллигентность — это набор внешних качеств. Кто-то сказал, что интеллигентность девушки зависит от того, как она одета и причесана. Без понятия «интеллигентность» для этой статьи можно вполне обойтись.
Во второй половине XIX века в русском обществе укоренились два требования к интеллигенции; возможно, их выдвинули «кающиеся дворяне».
Народ непосильным трудом своим содержит интеллигенцию, поэтому она у него в неоплатном долгу и, следовательно, обязана положить свои жизни на благо народа.
Интеллигент не может быть удовлетворен социальным и политическим строем империи, поэтому обязан отдать все свои силы на его разрушение.
Требования эти казались столь очевидными и популярными, что никто из современников не решался возразить. И сегодня их повторяют не только отпетые демагоги, но и вполне искренние люди.
Как известно, в дореволюционной России население состояло из следующих сословий: дворянство, почетное гражданство, духовенство, купечество22, мещанство, цеховые, крестьянство и казачество. Каждое сословие несло свою ношу, выполняло свои обязанности, обеспечивая жизнеспособность сложнейшего организма империи. Чем лучше исполняли свои обязанности сословия, тем успешнее обстояли дела в империи. Законодательство допускало переход из одного сословия в другое. Многие из крепостных выслуживались и получали наследуемое потомственное дворянство, почетное гражданство и др. Кому и чем они обязаны? Как могла интеллигенция, зарабатывавшая своим трудом, не наделенная властью, никем не уполномоченная, не обладавшая возможностями, оказать помощь самому многочисленному сословию? Проблема социальной справедливости, справедливого распределения экономических благ, извечная проблема трудового народа, предпринимателя и власти. Интеллигент может сформулировать проблему, отыскать способ ее решения и сообщить об этом. И все.
Были попытки не только хождения просветителей в народ, но и организации мастерских, коммун и др.23. Крестьянин нуждался в просвещении, это длительный, многолетний процесс, требующий обязательного вмешательства властей. Наивные романтики, слабо образованные молодые люди желали навязать крестьянам просвещение с объяснениями социальных учений. Нам хорошо известны драматические последствия и для просветителей, и для просвещаемых.
Народники и другие, более поздние радетели о благе народа заблуждались, полагая, что знают его нужды, желания, стремления. Помещик, урядник, священник и даже провинциальный чиновник, близко соприкасавшиеся с крестьянином, понимали, что ему нужны царь-батюшка и добрый помещик, честные урядник и судья, справедливый закон. И больше ничего. Ни конституция, ни свобода, ни равенство, ни братство ему не нужны, он их не понимал, а потому в них не верил. До понимания преимуществ конституции, до любых необходимых преобразований народ должен созреть. «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри» (А. И. Герцен). Лучше, когда до требуемых перемен раньше созревает правительство, а не народ, тогда не прольется кровь. Хождение в народ должно было провалиться. Эта драматическая неудача надоумила юных радикалов образовать новые конспиративные сообщества и обратиться к терроризму.
Действиями власти лишь отчасти удовлетворены сама власть и близкие к ней лица, те, кому она выгодна, остальные в разной степени недовольны. Интеллигенты в силу своих качеств раньше других обнаруживают причины недовольства и сосредотачиваются на поиске путей их устранения, но не рвутся строить баррикады и призывать на них других. В появлении недовольных прежде всего повинна власть. Недовольство является признаком нездоровья государства; в этом положительная роль недовольных. Недовольство взращивает радикалов-оппозиционеров, революционеров. Революционеры отыскиваются всегда и везде, важно их число, при разумном правительстве оно не может быть угрожающим. Революционер — зримый симптом болезни. Власть обязана реагировать на болезнь. Не в преследованиях недовольных нуждается держава, а в искоренении причин недовольства.
В Древнем Риме существовала замечательная традиция — рядом с колесницей триумфатора бежал раб и периодически выкрикивал: «Не забудь, что ты человек!» Интеллигент так устроен. Он должен напоминать правительству о том, что оно обязано постоянно печься о благополучии народа и величии державы, быть правдивым и не забывать о необходимости и пользе просвещения. Salus populi suprema lex (лат. Благо народа — высший закон). Власть не устраивает интеллигента, но еще больше интеллигент не устраивает власть, с ним ей неуютно, она его боится, его трудно обмануть. Не из гуманных соображений большевики соорудили «философский пароход». Его пассажиры противились соблазнительным теориям Ленина.
Трон не терпел оппонентов. Несоразмерная кара обрушивалась на совершивших преступление, на подозреваемых в умысле и на тех, кто, по мнению властей, мог быть заподозрен в злоумышлении. Чрезмерная суровость законов толкает недовольных в подполье, вынуждает к образованию конспиративно-заговорщических сообществ. Правительство не давало молодым людям выбора. Невозможность сосуществования с государственным строем побуждает к его ниспровержению. Власть содействовала появлению непримиримо враждебных ей сил. Молодые люди есть будущее России, трон натравил на себя будущее своей державы. В жестокую борьбу вступили даже не за свободу, а против действующей власти. Интеллигенты боролись с властью, но не делались вождями ее противников.
Ф. М. Достоевский, видя, куда ввергается Россия, пытаясь предупредить об опасности, ей грозящей, написал роман-памфлет «Бесы». Фабулой романа послужила нечаевская история. По просьбе наследника престола цесаревича Александра Александровича Ф. М. Достоевский 10 февраля 1873 года передал через К. П. Победоносцева письмо, объясняющее его высочеству главенствующую мысль, заложенную в роман «Бесы». В тексте письма имеется, на наш взгляд, весьма важная фраза: «Наши Белинские и Грановские не поверили бы, если бы им сказали, что они прямые отцы Нечаева»24.
Если бы Достоевский вместо них назвал Бакунина и Чернышевского, то никто не удивился бы: два революционера породили третьего, более уродливого. Но Достоевский желал показать, что проповеди этих весьма умных людей, отнюдь не радикалов, могут воспитать фанатика-революционера, разрушителя, «предтечу большевизма», одну из самых мерзких персон российского освободительного движения. В сочинения самых серьезных, самых благородных авторов иногда проникают неосторожные мысли, способные привести к нежелательным выводам. Что-то же в текстах «прямых отцов» подталкивало к преступно ошибочным поступкам. Увы, не одни они в этом повинны. И Федора Михайловича не всегда верно истолковывают. Он до конца жизни сомневался, не прославил ли он в «Бесах» революционеров…
В 1826 году Николай I, напуганный восстанием декабристов и влиянием на русские умы учений европейских мыслителей, повелел закрыть кафедру философии в Московском университете «навсегда». Профессор физики и минералогии М. Г. Павлов (1793–1840), отрывая часы от своих предметов, читал студентам «введение в философию»25. Лекции Павлова побудили студентов к самостоятельному углубленному изучению философии. Зимой 1831–1832 года его ученик, юноша замечательных личных качеств Н. В. Станкевич (1813–1840), талантливый мыслитель и поэт, образовал литературно-философский кружок западнического направления. В него входили В. Г. Белинский, Т. Н. Грановский, М. А. Бакунин (1814–1876), К. С. Аксаков (1817–1860), М. Н. Катков (1818–1887) и др. К кружку тесно примыкал А. И. Герцен (1812–1870), друживший со Станкевичем. В 1837 году Станкевич отправился на лечение в Европу и там умер. Кружок, державшийся на его авторитете, тотчас начал распадаться из-за обнаружившихся разногласий. Его члены не пожелали слышать друг друга. Одни сделались славянофилами, другие остались западниками, одни превратились в революционеров, другие — в монархистов-государственников, третьи — в либералов. Прежние друзья сделались идейными противниками. Из этого удивительного кружка и вышли наши «прямые отцы Нечаева».
Н. Г. Чернышевский (1828–1889) читал и перечитывал сочинения «прямых отцов». Его утопическим романом восторгались романтически настроенные молодые люди. Бросив университеты, они устраивали швейные мастерские. Когда мастерские распадались, а это происходило всегда, без единого исключения, то доверчивые горе-устроители, молясь на Рахметова, оказывались в конспиративных сообществах. Оттуда прямой путь на каторгу и в ссылку, в университеты не возвращался почти никто. Они-то и становились ратниками революционных сообществ.
Верный ученик Чернышевского Н. К. Михайловский (1842–1904) в популярном столичном журнале «Русское богатство» громогласно воспевал терроризм, называя его «карательной справедливостью», опасаясь лишь, что кара революционеров может перейти в «чересчур» и вызвать «приступ мести»26. Все публицисты из когорты Михайловского, оставаясь публицистами, сделались политическими деятелями, идеологами революционных сил, «властителями дум»27. Тексты, сочиненные ими, использовались в программах конспиративных сообществ, листовках, содержавших призывы к разрушению, истреблению, искоренению. В 1900 году Россия шумно отмечала сорокалетие литературной деятельности Михайловского. В одном из приветствий читаем: «Ваш праздник — наш праздник, праздник русской интеллигенции»28. Подстрекателя Михайловского провозгласили вождем интеллигентов. Нам представляется недостаточным носить пенсне, отрастить клочковатую бороду и приобрести болезненную худобу, чтобы сделаться интеллигентом.
Юрист и социолог Б. А. Кистяковский (1869–1920), отмечая «убожество правового сознания русской интеллигенции», приводит стихотворение Б. Н. Алмазова (1827–1876):

По причинам органическим
Мы совсем не снабжены
Здравым смыслом юридическим,
Сим исчадьем сатаны.
Широки натуры русские,
Нашей правды идеал
Не влезает в формы узкие
Юридических начал.

Сетуя на поголовный правовой нигилизм, Кистяковский в 1909 году объясняет вредоносность и даже преступность проповедуемых Михайловским теорий29.
Занимающимся российским освободительным движением приходится читать все опубликованное из сочинений Бакунина, Чернышевского, Ткачева, Нечаева, Михайловского и других теоретиков разрушения, периодику народовольцев, издания вольной русской прессы, пропитанные ненавистью и запахом человеческой крови. Читаешь и не веришь, что эти примитивные тексты возбуждали умы молодых людей, и они шли убивать себе подобных, шли как завороженные, бездумно веря «властителям дум». Некоторые тексты Бакунина столь отвратительны, что до сих пор не изданы в России, читайте его письма к А. Таландье, где великий бунтарь просит его выкрасть у Нечаева документы, похищенные тем у Н. П. Огарева и дочери А. И. Герцена Натальи (Таты)30. П. Н. Ткачев (1844–1896), наставник и одновременно ученик Нечаева, единственный, кого В. И. Ленин называл своим учителем, писал такие сочинения, что в вольной русской прессе их отказывались печатать.
В 1870-е годы «властители дум» поработили русское общество, не только юношами овладела непоколебимая вера в неизбежность революции, кровопролития, насилия. Иначе, утверждали они, никакие необходимые перемены в России произойти не могут. Многие с нетерпением ожидали всенародного бунта как средства избавления от самодержавия, не задумываясь над тем, чем оно будет заменено. Нетерпение, витавшее в воздухе, поселилось в людях, руководило их поступками.
Тогда-то и распространилось мнение о том, что интеллигент и есть революционер, целиком отдающий себя на благо народа. В интеллигенты записали всех народников и левых журналистов. Философ П. Б. Струве (1870–1944), свидетель революционной ситуации 1905–1907 годов и роспуска двух первых Дум, пытаясь дать анализ происшедшего, пишет: «Русская интеллигенция, как особая культурная категория, есть порождение взаимодействия западного социализма с особенными условиями нашего культурного, экономического и политического развития. До рецепции социализма в России русской интеллигенции не существовало. Был только └образованный класс“ и разные в нем направления»31. Следовательно, и в начале XX века интеллигентов отождествляли если не с революционерами, то с радикальными противниками существующего государственного устройства.
Философ и юрист П. И. Новгородцев (1886–1924), делая обзор статей, помещенных в сборнике «Вехи», пишет в 1918 году: «Они хотели указать, что путь, по которому шло до сих пор господствующее течение русской интеллигенции, есть неправильный и гибельный путь, и что для нее возможен и необходим иной путь, к которому ее давно призывали ее великие представители Чаадаев, Достоевский, Влад. Соловьев. Если вместо этого они избрали в свои руководители Бакунина и Чернышевского, Лаврова и Михайловского, это великое несчастье и для самой интеллигенции и нашей Родины. Ибо это есть путь отпадения, отщепенства от положительных начал жизни. Разорвать с этой традицией, ведущей к бездне и гибели, вернуться к объективным основам истории — вот задача, которую русская интеллигенция должна себе поставить. Те два пути, которые открываются перед нею, отличаются между собой как пути жизни и смерти»32.
К авторам «Вех» не прислушались. Содержанию сборника посвящено около трехсот критических статей, пять книг и восемь широких обсуждений33. В «Вехах», имевших подзаголовок «Сборник статей о русской интеллигенции», нет определения этому термину.
«Революционный зуд» (С. Кравчинский) оказался заразным. Россия рукоплескала В. И. Засулич, стрелявшей в столичного градоначальника Ф. Ф. Трепова, С. М. Кравчинскому, зарезавшему шефа жандармов Н. Р. Мезинцева34, террористам-народовольцам, боевикам-эсерам. «Властители дум», проповедники потрясений не предполагали, что случится с их учениками, пережившими 1917 год. Циничные воспитанники учеников, победившие при штурме Зимнего дворца, безжалостно расправятся с воспитателями.

(окончание следует)
Tags: Лурье Ф., статьи об интеллигенции
Subscribe

promo intelligentsia1 july 14, 2018 15:25 4
Buy for 10 tokens
Нам - 10 лет! Я создал это сообщество 15 июля 2008 года. Поздравляю с юбилеем 536 Сообщниц и Сообщников, 488 Читательниц и Читателей, ну и себя, любимого, конечно! За последние 5 месяцев нас стало на 7 Сообщников и на 8 Читателей меньше... То есть число наше стабилизировалось, и мы с Вами,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments