Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote in intelligentsia1,
Александр Бангерский
banguerski_alex
intelligentsia1

Category:

Результаты социологического опроса

Опрос населения в 100 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 января 2008 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Понятие "интеллигенция" в России трактуется неоднозначно. С одной стороны, этим словом обозначают совокупность людей, занимающихся умственным, творческим трудом, производством и распространением культурных ценностей. С другой стороны – у него есть более специфическое, но не менее укорененное в отечественной литературе и социально-политическом дискурсе значение: общественный слой, которому присуща особая социальная миссия (в частности – функция нравственного эталона) и чувство ответственности за судьбу страны.

В ходе опроса мы попытались выяснить, каковы представления современных россиян об интеллигенции и как они соотносятся с описанными выше значениями.

 

Слово "интеллигенция", как выяснилось, хорошо знакомо двум третям (66%) опрошенных россиян, и еще 30% – слышали его; лишь 1% сказали, что впервые услышали это слово от интервьюера.

Раскрывая свое понимание того, что такое "интеллигенция", респонденты в ответах на соответствующий открытый вопрос не столько характеризовали ее как общественный слой с определенными социальными функциями, сколько описывали черты, атрибуты людей, которых они считают интеллигентными. Чаще всего при этом речь шла об уме и образованности таких людей, а также о воспитанности, хороших манерах. Так, самые распространенные высказывания (40%) касались образования, "грамотности": "имеют дипломы"; "широко образованный"; "грамотный человек"; "люди с высшим образованием". 10% участников опроса заявляют, что интеллигентным людям присущ ум: "высокоинтеллектуальный, развитый человек". Еще 5% респондентов описывают интеллигенцию как людей эрудированных, начитанных: "кто читает умные книжки"; "человек-универсал, знает понемногу обо всем и ни о чем конкретно".

Почти четверть респондентов (24%) говорили о вежливости, присущей, по их мнению, интеллигенции: "который держит себя в рамках приличия"; "воспитан, тактичен"; "следует этикету…" Некоторые акцентировали внимание на чистой, литературной речи: "без матов обращение"; "культурные, не ругаются вульгарными словами".

Вместе с тем значительная часть респондентов (14%) подчеркивали значение моральных качеств – прежде всего таких, как порядочность и справедливость (7%): "правильный"; "человек слова, порядочность"; "честь и совесть"; "справедливый". 3% участников опроса говорят, что интеллигенция – это добрые, отзывчивые люди: "отзывчивый к проблемам окружающих"; "обходительный, внимательный"; "доброжелательный и правильно относится к людям". Были высказаны и мнения (2%) о духовности, нравственности интеллигенции ("люди, в корнях которых заложено самое лучшее"; "нравственная категория"). Столько же россиян утверждают, что интеллигенция – это общественно активные люди, патриоты ("чувство ответственности за страну"; "могут сформулировать и решить задачи общечеловеческие"; "чаще всего патриот, человек с русской душой"). В таких ответах можно усмотреть отголоски представлений об особом этическом кодексе интеллигенции, о ее социальной миссии.

У 23% участников опроса это понятие связано прежде всего с категорией "культурности": "высокая культура в истинном значении этого слова"; "внутренняя культура". По всей видимости, такие характеристики являются "комплексными", касающимися и моральных качеств, и интеллектуальных достоинств, и манеры поведения.

Те участники опроса, кто пытался говорить об интеллигенции как социальной группе, чаще всего отождествляли ее с определенным родом занятий или профессией. Так, 5% респондентов указали на связь интеллигенции с умственным, творческим трудом: "это не рабочие"; "люди творческих специальностей"; "люди интеллектуального труда". 6% участников опроса называли конкретные профессии, в которых заняты, по их мнению, интеллигентные люди: "это человек, который занимается наукой"; "врачи, инженеры, учителя, художники, артисты"; "государственные служащие"; "писатели, преподаватели"; "профессора"; "они чаще либо учат, либо танцуют". Немногие (4%), описывая интеллигенцию, определяли ее как социальный слой или, как говорили в советское время, "прослойку" общества: "прослойка общества"; "определенный слой населения, верхушка"; "это особый класс, особая прослойка у нас в России".

Поскольку для большинства опрошенных слово "интеллигенция", как видим, не столько маркирует конкретную социальную группу, сколько является собирательным понятием для обозначения образованных, нравственных, "культурных" людей, которые умеют себя вести и не употребляют нецензурных слов, неудивительно, что и мнение об интеллигенции как о сугубо российском феномене встречается в массовом сознании довольно редко. Действительно – образование и воспитание можно получить в любой стране. Так, 66% респондентов думают, что интеллигенция существует и в других странах, и только 13% склонны считать ее исключительно российским явлением.

Характерно также, что меньше половины россиян (44%) утвердительно ответили на прямой вопрос о том, присуще ли интеллигенции особое чувство ответственности за судьбу страны, является ли это ее отличительной чертой. 34% ответили на этот вопрос отрицательно. Правда, среди людей с высшим образованием соотношение немного другое: большая часть (56%) считают, что чувство ответственности за судьбу страны действительно является отличительной особенностью интеллигенции, а 29% так не считают.

По мнению 42% респондентов, по сравнению с советскими временами, влияние интеллигенции в обществе уменьшилось. 18% опрошенных полагают, что оно неизменным, а 16% – что это влияние увеличилось. Почти четверть участников опроса (24%) затруднились ответить на этот вопрос. Оценивая же качество, направленность влияния интеллигенции, 46% респондентов сказали, что это влияние положительное, а 6% – что оно отрицательное (28% респондентов считают, что интеллигенция вообще не влияет на положение дел в стране, а 20% не смогли охарактеризовать ее влияние).

Впрочем, распространенность мнения о сокращении влиянии интеллигенции не мешает респондентам – в ответ на просьбу назвать известных в России людей, которых они считают интеллигентными, – упоминать в первую очередь людей весьма влиятельных: В. Путина (26%) и Д. Медведева (6%). По 3% опрошенных россиян упомянули С. Иванова, Н. Михалкова, А. Солженицына. Такое же число респондентов назвали интеллигентным человеком А. Сахарова.

Елена Васильева

Опубликовано на сайте ФОМ (Фонд "Общественное мнение")
http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0804/d080421

После скопированного здесь текста там есть еще много интересных графиков и таблиц. Приведу  две из них, абсолютно ясно показывающие, что "интеллигентофобией" страдает абсолютное меньшинство нашего народа - лишь 1 процент опрошенных высказал отрицательное отношение к интеллигенции.

Как Вы понимаете слово "интеллигенция", что оно означает? (Открытый вопрос.)

(в % от числа опрошенных)
Образованные, грамотные, эрудированные люди, люди с высшим образованием43
"Имеют дипломы"; "широко образованный"; "грамотный человек"; "люди с высшим образованием"; "все, кто имеет высшее образование или учится в институте"; "какие-то образованные люди"; "эрудированность"; "кто читает умные книжки"; "человек-универсал, знает понемногу обо всем и ни о чем конкретно".
Вежливые, воспитанные, скромные люди, уважающие окружающих, умеющие вести себя в обществе25
"Который держит себя в рамках приличия"; "воспитан, тактичен"; "человек, с уважением относящийся к жизни и обществу"; "скромность"; "умеет вести себя в обществе"; "воспитанность"; "люди, которые уважают окружающих"; "тихие, скромные люди"; "обдумывает поступки, лишний раз промолчит"; "умеют себя держать в руках"; "сдерживающий эмоции".
Культурные люди23
"Это культурные люди"; "высокая культура в истинном значении этого слова"; "внутренняя культура"; "культурность"; "…это люди, которые несут культуру в массы"; "с глубокой внутренней культурой"; "человек с образованием, преследует просветительские цели".
Умные люди10
"Ум"; "высокоинтеллектуальный, развитый человек"; "люди с определенным интеллектом".
Честные, порядочные, справедливые люди7
"Порядочность"; "правильный"; "человек слова, порядочность"; "честные, принципиальные люди"; "честные люди"; "честь и совесть"; "справедливый".
Перечень конкретных профессий, сфер деятельности6
"Ученые, музыканты, художники"; "это человек, который занимается наукой"; "врачи, инженеры, учителя, художники, артисты"; "врач, учитель, инженер"; "писатели, преподаватели"; "профессора"; "гуманитарий"; "раньше дворяне, а теперь врачи и учителя"; "люди, занятые наукой, управлением государством"; "врачи, учителя, ученые"; "они чаще либо учат, либо танцуют".
Люди, занятые умственным трудом, творчеством5
"Это такая прослойка общества, работает головой, а не руками"; "это не рабочие"; "люди творческих специальностей"; "люди интеллектуального труда"; "занимается интеллектуальной деятельностью"; "образ жизни, занятие творческим трудом"; "это творческие люди"; "занимается умственным трудом".
Определенный, особый слой людей3
"Прослойка общества"; "определенный слой населения…"; "это особый класс, особая прослойка у нас в России"; "бюджетники"; "государственные служащие"; "культурный слой нации"; "мозговая прослойка общества" .
Добрые, отзывчивые люди, внимательные к другим3
"Отзывчивый к проблемам окружающих"; "благоразумный человек, который готов протянуть руку помощи, но не в денежном смысле"; "обходительный, внимательный"; "доброжелательный и правильно относится к людям"; "человек должен быть добрым, тогда не будет делать плохого"; "живущий не только для себя, внимательный".
Верхушка общества, высший слой, элита, руководители2
"Высшее общество"; "сливки общества"; "высший класс людей"; "руководство высшего звена в политике"; "люди, которые занимают руководящие посты"; "верхние эшелоны власти нашего общества"; "элита любой системы"; "интеллектуальная элита общества"; "высшие слои общества".
Богатые люди, люди с высоким материальным достатком2
"Кто богатый, тот и интеллигентный"; "хорошо, роскошно живут"; "люди с хорошим достатком"; "богатство"; "олигархи".
Духовные, нравственные люди2
"Люди, в корнях которых заложено самое лучшее"; "нравственная категория"; "духовные, личные качества"; "культурный, духовный человек"; "богатый внутренний мир"; "качество, присущее только человеку и позволяющее в любой ситуации оставаться человеком".
Люди с красивой, правильной речью, не употребляющие ненормативной лексики2
"Умение вести диалог"; "умеют хорошо говорить"; "правильно разговаривает"; "правильная и красивая речь"; "культурные, не ругаются вульгарными словами"; "культурные люди, которые никогда плохо не выражаются"; "без матов обращение".
Общественно активные люди, приносящие пользу обществу, патриоты2
"Чувство ответственности за страну"; "думающий прежде о других"; "участие в политической жизни"; "могут сформулировать и решить задачи общечеловеческие"; "чаще всего патриот, человек с русской душой"; "люди, которые чувствуют ответственность за то, что происходит вокруг"; "вносящие вклад в развитие России своим трудом".
Деловые, ответственные, трудолюбивые, целеустремленные люди1
"Обладающие целеустремленностью"; "деловые люди"; "целеустремленный и успешный"; "добросовестный"; "пунктуальные"; "кто вовремя приходит на работу и уходит вовремя"; "не ленивые люди".
Самостоятельные люди, имеющие свою точку зрения1
"Самодостаточный"; "умеющий выразить свое собственное мнение"; "…имеющие свою точку зрения".
Аккуратные, опрятные люди1
"Опрятный"; "аккуратный".
Уважаемые люди, пример для других1
"Люди – это цвет нашего общества"; "образ жизни человека, которому можно подражать"; "носители лучших качеств нации"; "уважаемые, почетные люди"; "образец, эталон общества"; "образец поведения и взаимоотношений между людьми".
Это наследственное1
"Врожденная культура человека"; "генетическая наследственность"; "это человек от рождения воспитанный"; "это врожденное и в крови человека".
Внешность1
"Стильные во всем"; "хорошо одетые"; "красивые"; "я почему-то сразу представляю людей в очках".
Интеллигенции сейчас нет1
"Интеллигентных людей мало, так как сейчас все решают деньги"; "а они сейчас есть?"; "оно на данный момент – пустой звук, ее сейчас нет"; "были при царе, а сейчас их нет"; "ее извратили после 17-го года".
Отрицательные суждения об интеллигенции1
"Те, кто ставит себя выше народа"; "неграмотные люди"; "бездельники"; "те, кто не хочет работать на настоящей мужской работе"; "высокого мнения о себе, некоторое время даже не здороваются с тобой"; "белые ручки, лентяи".
Другое1
"Городские люди"; "тот, кто не имеет никаких материальных средств"; "культурен душой, независимо от образования"; "с харизмой"; "не пьющий"; "у которых есть семейные, вековые традиции"; "определенное количество свойств у человека"; "жизнь по законам того государства, в котором живет"; "люди, которые умеют понимать слово «нельзя», не заниматься беспределом"; "простой человек, который живет рядом с нами"; "верующие".
Затрудняюсь ответить, нет ответа13

А те отрицательные черты, которые любят приписывать интеллигенции ее критики, народ как раз считает несовместимыми с образом интеллигента:

Нельзя считать интеллигентным человеком того, кто… (Открытый вопрос.)

(в % от числа опрошенных)
Невоспитанный, высокомерный, хам, скандалист, не уважает окружающих35
"Безобразно ведет себя в обществе"; "вытирает рот рукавом, тот, кто, когда кашляет, не закрывает рот платком"; "зазнается"; "может обидеть человека"; "наглый, самоуверенный"; "смеется над другими, унижает"; "ставит себя выше других, думая, что он интеллигент"; "грубит, обзывается по любому поводу"; "плюет мимо урны, сморкается на остановке"; "ведет себя вызывающе"; "скандальный"; "несдержанный, драчун"; "несдержанный на слова и поступки"; "склочничает"; "матерится на каждом шагу, грубиян"; "нецензурно выражается, хамит"; "образован, но не воспитан".
Необразованный, с узким кругозором10
"Безграмотен"; "имеет низкий уровень образования"; "кто «интеллигенция» пишет с одной буквой Л"; "кто не читает книги"; "не имеет высшего образования"; "не имеет никакого образования"; "с низким уровнем образования"; "невежественный"; "недостаточно образован".
Эгоист, корыстный, жадный, делает все только для себя, безразличен к людям7
"Все переводит на деньги, для кого деньги являются главным стимулом"; "жадного"; "живущие только для себя и эгоисты"; "извлекает выгоду из несчастья окружающих"; "кто по трупам готов идти, лишь бы свое благосостояние повысить"; "небескорыстный"; "хапает только себе, грабит под себя"; "эгоист, себялюбец"; "эгоистичен, думает только о себе"; "бездушные"; "не любит людей"; "не сострадает"; "отказывает в помощи нуждающимся"; "плюет на всех, идет по головам"; "пройдет мимо беды".
Алкоголик, наркоман, бомж, опустившийся человек6
"Алкашей, наркоманов – сядут около подъезда и слюни пускают"; "бомж"; "бредет по жизни под влиянием вредных привычек"; "морально опустившегося, пьяницу, даже если с образованием"; "опустился, спился"; "пьет без меры".
Подлый, непорядочный, нечестный, безнравственный, бездуховный6
"Врет и лицемерит"; "живет нечестным трудом"; "имеет две морали – для себя и для других"; "лживых"; "непорядочно ведет себя"; "обманывает"; "подлый"; "поступает против совести"; "потерял совесть и честь"; "безнравственен"; "ведет аморальный образ жизни"; "кто не развит духовно"; "не духовен внутренне"; "ничего не делает для своего внутреннего обогащения"; "у кого нет нравственных устоев"; "урод нравственно".
Преступник, вор, коррупционер4
"В тюрьме заключенный"; "вор, убийца"; "ворует, взятки берет"; "ворует, насильничает"; "замечен в коррупции"; "кто бессовестно ворует у своего народа"; "пользуется своим служебным положением".
Некультурный3
"Бескультурный"; "не знает культуры своего народа"; "серость, бескультурье".
Ленивый, бездеятельный, безответственный3
"Безответственный"; "кто занимается пустословием, без подкрепления делами"; "ленивый, плохой"; "лентяй"; "не выполняет свои обещания"; "не работает"; "недобросовестный"; "ничего не делает, ничем не занимается"; "разгильдяи, тунеядцы".
Приносит вред обществу, не патриот2
"Ведет антиобщественный образ жизни"; "вредит обществу"; "изменяет своей Родине, идеалам"; "не отстаивает интересы страны"; "не патриот своей страны"; "не приносит блага для своей страны"; "паразит общества".
Глупый2
"Балбесов"; "бездарь"; "глупый"; "дурак"; "неумного и бестолкового человека"; "тупой"; "у кого образование высшее, а интеллект на нуле".
Колхозник, рабочий, занимается физическим трудом2
"Деревенский"; "занимается физическим трудом"; "колхозники, смотрящие за скотиной"; "крестьянин"; "не занимается умственным трудом"; "простого рабочего"; "работает на заводах, в общем, всех рабочих".
Не имеет цели в жизни, живет одним днем1
"Живет одним днем"; "не думает о будущем"; "ни к чему не стремится"; "ничем не интересуется"; "не имеющий цели в жизни".
Неопрятный, не следит за собой1
"Не следит за своим внешним видом"; "не соблюдает личную гигиену"; "не ухаживает за собой"; "неопрятный внешний вид, неряшлив"; "ходит грязный".
Имеет власть и деньги1
"Кто работает в администрации"; "олигарх"; "просто богатый"; "чересчур богат".
Не соблюдает законы и принятые нормы1
"Живет не по правилам общества"; "нарушает законы, Конституцию, в том числе не знает их"; "нарушающие законы страны, в которой живут"; "незаконопослушный"; "не придерживается норм поведения в обществе"; "не соблюдает общие принципы проживания в обществе"; "попирающие законы общества".
Нищий, бедный, низший слой населения1
"Бедные"; "нищий"; "не может позволить себе хорошего образования и работы"; "малообеспечен"; "низшие слои населения"; "низший класс".
Обычный человек, все1
"Всех, кто сейчас живет"; "ничем не выделяется среди других людей"; "обычные люди"; "средний, как все".
Резко критические, оскорбительные высказывания1
"Быдло"; "животное"; "короче, отморозки"; "маразматики".
Упоминание в качестве примера конкретных людей<1
"Типа Жириновского: лезет в драку"; "...Чубайса"; "хамы, типа Жириновского и Зюганова".
Другое2
"В ком есть такой червячок, человек с червоточенкой"; "вульгарен"; "гламурных людей"; "не применяет свои знания на практике"; "не соответствуют имиджу"; "не чтит русские традиции"; "плохо относится к животным"; "получит базу знаний в одной стране, а на другую работает"; "работает в торговле"; "себя не уважает"; "съедает соседа".
Затрудняюсь ответить, нет ответа 31
.

Tags: ФОМ, опросы, социология
Subscribe

promo intelligentsia1 july 14, 2018 15:25 4
Buy for 10 tokens
Нам - 10 лет! Я создал это сообщество 15 июля 2008 года. Поздравляю с юбилеем 536 Сообщниц и Сообщников, 488 Читательниц и Читателей, ну и себя, любимого, конечно! За последние 5 месяцев нас стало на 7 Сообщников и на 8 Читателей меньше... То есть число наше стабилизировалось, и мы с Вами,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments