Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote in intelligentsia1,
Александр Бангерский
banguerski_alex
intelligentsia1

Categories:

В. Ю. КАТАСОНОВ. ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ КНИЖНИКИ И ФИЛОСОФСТВУЮЩАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ - 2.

(продолжение)

Ветхозаветные книжники.

Примечательно, что почти одновременно с фарисеями появились так называемые «книжники». Понятия «книжники» и «фарисеи» тесно переплетаются, но синонимами их считать нельзя.  Книжники не раз упоминаются в книгах Ветхого Завета.  Были так называемые «ранние книжники» (еще до вавилонского плена).  Большей частью   они выходили из колена Левина, предназначенного для  ведения служб в Иерусалимском храме. Очевидно, что служба их обязывала  к глубокому знанию книг Священного Писания. Те ранние книжники   не только проповедовали и объясняли закон, но и распространяли свое учение посредством писаных свитков или книг.

Знатоки Священной (Библейской) Истории полагают, что  книжники   как особый класс или сословие  в истории еврейского народа появились  во времена Ездры.   Ездра   —  иудейский первосвященник VI века до Р.Х..    Возвратился  в Иерусалим  после вавилонского плена, восстановил  еврейскую государственность на основе закона Торы, начал восстановление разрушенного Иерусалимского храма.     Предполагаемый  автор и персонаж Книги Ездры, вошедшей в состав Ветхого Завета.   В Талмудевыступает под именем  Эзра и   называется одним  из величайших деятелей еврейской истории и основоположником ряда новых институтов – «книжники», «раввины», «синагога» и др. При нем началась подготовка к созданию Талмуда. Иосиф Флавий описывает Ездру как личного друга персидского царя Ксеркса. В еврейских источниках, посвященных теме фарисеев и книжников, Ездра в списках самых знаменитых ветхозаветных книжников обычно ставится на первое место.

После вавилонского  плена (VI век до Р.Х.) еврейский народ в значительной степени потерял не только знание закона Моисеева, но и самого языка, на котором он был написан. Нужно было не только поучать его в законе, но и переводить закон на народный язык и истолковывать его смысл. С этой целью Ездра учредил особый класс книжников, или законников, которые образовали ученую комиссию или корпорацию, известную под названием великой синагоги, а впоследствии — синедриона. Число членов этой корпорации было неопределенным; впоследствии оно приблизительно определялось в 70 человек. Кроме членов этой официальной корпорации, было много и других книжников, преследовавших те же цели.

После вавилонского плена в жизни древних евреев появляется такие институты, как «синагога» и «раввин». Синагоги появились около двадцати пяти веков назад в Вавилоне, после разрушения первого Иерусалимского храма и начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы — первые синагоги. В начале периода второго Храма еврейские законоучители постановили, что молиться следует в общине. Каждая община должна построить «дом собрания» (бейт-кнессет или синагога по-гречески), где бы евреи собирались на молитву в субботу, праздники и будни. Синагога также стала местом, где знатоки Закона и пророков учили простой народ. Если до этого народ учили уму-разуму только священники (левиты) в Иерусалимском храме, то  позднее возможность учить появилась у  раввинов (учителей)[9]. Это тоже разновидность книжников.

Институт книжников получил особенное развитие во времена земного служения Иисуса Христа. Это было время окончательной утраты  политической самостоятельности еврейского народа, весь его интерес сосредоточился на вопросах внутренней жизни[10]. Почти синонимом слова «книжник» является слово «законник», т.е. знаток Закона Моисеева. Оно также часто встречается в Священном Писании[11]. «Новые» книжники выполняли три основные функции[12]:

Во-первых, они следили за соблюдением Моисеева законодательства и неписанных правил, касающихся исполнения законов. В их задачу входило не допустить внесения в текст закона каких-либо изменений,  в то же время им предписывалось  следить за тем, чтобы законодательство переписывалось, изучалось и соблюдалось.

Во-вторых, они обучали Закону учеников, знакомили их с  преданиями иудейских мудрецов и  делились с  некоторыми из учеников  тайными знаниями.  Кроме того, левиты-книжники занимались наставлением в Законе  иудеев, посещавших Иерусалимский Храм.

В-третьих, в  Верховном Суде иудеев —  Синедрионе —  они присутствовали в качестве советников и давали консультации относительно применения Моисеева Закона в повседневной жизни, а также выступали в роли судей, когда приходилось разбирать случаи нарушения законодательства.

Книжники продолжали существовать и после Христа.  Это уже было новое поколение книжников, которое отличалось от ветхозаветных книжников тем, что они помимо всего стали заниматься борьбой с учением Христа и Христианской Церковью.  А также продолжали работу по  толкованию Торы (Пятикнижия Моисеева) и других книг Ветхого Завета.  Результатом их многовековой деятельности явились огромные  фолианты Талмуда.

В Новом Завете книжники упоминаются неоднократно, в разных сочетаниях: «первосвященники и книжники», «книжники и фарисеи», «старейшины и книжники», «начальники, старейшины и книжники» и т.п.  В некоторых случаях используется просто слово «Иудеи», но из контекста видно, что речь идет о профессиональных знатоках Закона, т.е. книжниках, или законниках.   Книжники были близки к духовным и политическим вождям еврейского народа.     Большая часть книжников тяготела к фарисеям – ревнителям внешнего религиозного  благочестия, буквальным толкователям Торы (Пятикнижия Моисеева), мелочным собирателям народных преданий,  но забывшим духовную суть Закона Моисеева и преданий (учений) ветхозаветных пророков. О близости книжников и фарисеев свидетельствует часто встречающееся в Новом Завете словосочетание «книжники и фарисеи»[13].  В Новом Завете имеется немало мест, где говорится о «фарисеях», но из контекста понятно, что это одновременно и книжники.

Впрочем, как утверждают знатоки Священной Истории,  некоторые книжники смыкались с партией саддукеев – иудейскими вождями,  которые не верили в бессмертие души, были прагматиками и циничными материалистами, поклонялись мамоне. Это, если так можно выразиться, были «придворные»  книжники. Они   не пользовались почти никаким влиянием  в народе в отличие от книжников-фарисеев[14].

Еврейская интеллигенция и народ: высокомерие и страх

Первосвященники, фарисеи, саддукеи, книжники, законники мнили себя начальниками простого народа Иудеи и даже тех евреев, которые находились за пределами Иудеи в Палестине, Сирии, Александрии, Риме и ином близком и дальнем «зарубежье» («еврейская диаспора»). Превосходство над народом первосвященников и саддукеев зиждилось на «административном ресурсе» (они контролировали Синедрион, под их управлением находился Иерусалимский храм, им римские власти доверяли сбор налогов и т.п.). В то же время власть фарисеев, книжников и законников основывалась, как мы уже сказали, на  глубоком знании текстов Торы (Пятикнижия Моисеева) и книг пророков. А также разных устных преданий,   передававшихся  из уст в уста, из поколения в поколение[15]. Они были монопольными держателями этого знания. Оно еще не было тайным, но уже не было доступно простым людям. В отличие от саддукеев, которые были далеки от народа, фарисеи в синагогах и других местах каждодневно общались с народом.    Они   следили за тем, чтобы простые иудеи «правильно» понимали  писания и предания  и исполняли содержащиеся в них предписания.

Знание писаний и преданий (вернее право на монопольное владение «правильным» знанием) стало источником высокомерия и надменности для книжников. Их отношение к простому народу точно выражено в следующих словах Евангелия:  «Но этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7:49).

У простых иудеев сложился самый настоящий «комплекс неполноценности» на фоне «профессиональных» знатоков закона, пророков и устного предания.  Простой еврей понимал: куда не ступи, сразу же нарушишь какое-нибудь предписание. А их число измерялось сотнями. Только в Торе (Пятикнижии Моисеевом)  имеется 613 предписаний, из них 365 запрещающих и  248 обязывающих[16].   Количество предписаний, содержащихся в Талмуде (толкование на Тору), измеряется тысячами. Простой народ   иудейских «интеллектуалов» —  знатоков   ветхозаветных книг  и устных преданий —  откровенно боялся. Ведь они были не только «знатоками», но и выполняли судебные функции.

Вот, например, фрагмент из Евангелия от Иоанна, в котором говорится об иудейском народе,  толковавшем об Иисусе Христе:  «И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ. Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев» (Ин. 7:12-13). Впрочем, вождей боялись не только простые граждане, но даже некоторые высокопоставленные Иудеи, взгляды которых отличались от официальных   установок.  В  Евангелии от Иоанна  рассказывается об Иосифе Аримафейском, который из страха перед иудеями скрывал, что он ученик Иисуса. Русский перевод  этого фрагмента: «После сего Иосиф из Аримафеи, ученик Иисуса, но тайный — из страха от Иудеев, просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса» (Ин. 19:38). В церковно-славянском тексте  слова «из страха от Иудеев» читаются: «страха ради иудейска», что сегодня стало «крылатой фразой».

(продолжение следует)

Tags: Катасонов, евреи, статьи об интеллигенции
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo intelligentsia1 july 14, 2018 15:25 4
Buy for 10 tokens
Нам - 10 лет! Я создал это сообщество 15 июля 2008 года. Поздравляю с юбилеем 536 Сообщниц и Сообщников, 488 Читательниц и Читателей, ну и себя, любимого, конечно! За последние 5 месяцев нас стало на 7 Сообщников и на 8 Читателей меньше... То есть число наше стабилизировалось, и мы с Вами,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments