Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote in intelligentsia1,
Александр Бангерский
banguerski_alex
intelligentsia1

Category:

Владимир Касьянов, Об интеллигенции и времени

Об интеллигенции и времени

Умные люди утверждают, что изначальный смысл понятия "интеллигенция" — чисто функциональный и связан с деятельностью сознания, ибо латинское слово "intellegentia" включает в себя ряд таких психологических понятий как: понимание, рассудок, познавательная сила, способность восприятия, представление, идея, восприятие, чувственное познание, умение, искусство и т.д.

Ну, а в социальном значении слово "интеллигенция" стало использоваться со второй половины XIX века в отношении общественной группы людей, обладающей критическим способом мышления, высокой степенью социально-психологической рефлексии, способностью к систематизации знаний и опыта.
Оказывается, что П. Боборыкин — некий журналист второй половины XIX века, объявил себя чуть ли не "родным отцом" российской интеллигенции (т.к. якобы первым употребил это слово в России) и считал, что только его "дитя" является носителем "умственной и этической культуры". Полностью согласен с товарищем П. Боборыкиным и даже готов считать его своим вторым "родным отцом" лишь бы он считал меня не только своим сыном, но и интеллигентным человеком.

В 1850 году Н.П. Огарёв (1813—1877) — русский поэт, публицист и революционер, в одном из своих писем сделал такую запись об очень образованном и умном человеке: "Какой-то субъект с гигантской интеллигенцией...". И ведь не ведал Н.П. Огарев о своём гениальном предсказании, что через полтора века во всём мире произойдёт не только процесс массовой компьютеризации, но и процесс массовой "киборгизации" человечества. Когда люди уже не смогут существовать без персонального компьютера, ставшего не только продолжением мозга своего хозяина, но и той "гигантской интеллигенцией", о которой писал Н.П. Огарев.

Должен чистосердечно признаться, как пишущий эти строки, что за 25 лет личного общения с персональным компьютером и около 20 лет активной дружбы с Интернетом, — сидя за клавиатурой ПК, подключенного к Интернету, могу чувствовать себя чуть ли не "субъектом с гигантской интеллигенцией". Но как только отключается электричество, так моя "гигантская интеллигенция" почему-то превращается в "черную дыру", из которой трудно вытянуть хоть какие-то знания. К примеру, даже ответ на такой простой вопрос: "Сколько будет 2+2?". Однако... Даже "гигантская интеллигенция" персонального компьютера, неизменно выдающая на вышепоставленный вопрос правильный ответ "4", может ошибаться! Ибо компьютер не обладает интуитивными способностями по-настоящему интеллигентного субъекта выдавать не правильный, а ожидаемый и желанный ответ.

Поэтому, уважаемые друзья, пожалуй, нам не нужно бояться того, что "гигантская интеллигенция" в лице массовой компьютеризации одержит победу над человеческой интеллигентностью, проверенной временем, чувством такта и необходимостью умеренного лицемерия — ближайшего родственничка интеллигентного такта. И, уж поверьте, интеллигентское сознание обязательно придумает что-нибудь такое, чтобы "гигантская интеллигенция" в виде "железяки", именуемой персональным компьютером, ведала не только всё на свете, но и, как говорится, знала "своё место под Солнцем".

Т. В. Кисельникова в статье "Между молотом и наковальней (Российская интеллигенция в ушедшем столетии)" называет интеллигенцию — гигантской социальной группой, которая занимается умственным трудом, отличается высоким образовательным уровнем и творческим характером своей деятельности, проявляющимся в привнесении личностно-индивидуального начала в эту деятельность, производит, сохраняет и несёт в другие социальные группы общечеловеческие ценности и достижения мировой культуры, обладает специфическими психологическими чертами и позитивными нравственно-этическими качествами.

Но что примечательно, прошлое столетие уже давно ушло, а молот и наковальня всё ещё остались. Только непонятно в чьих руках: то ли в руках самой интеллигенции, то ли в руках власть имущих, то ли в руках простого народа? И непонятно, кто же оказался между молотом и наковальней? Ясно одно, только не власть имущие.

Как утверждает Галина Силласте — профессор-социолог Финансового Университета при правительстве Российской Федерации, интеллигенция России конца 20-го века расслоилась (как фанера, промокшая под невзгодами российской жизни — прим. авт.) на три страты (от "stratum" — прослойка):

1. Высшую интеллигенцию — людей творческих профессий, развивающих науку, технику, культуру, гуманитарные дисциплины. Подавляющее большинство представителей этого слоя заняты в социальной и духовной сферах, меньшинство — в промышленности (техническая интеллигенция);

2. Массовую интеллигенцию — врачей, учителей, инженеров, журналистов, конструкторов, технологов, агрономов и других специалистов. Многие представители этой "страты" работают в отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование), несколько меньше (до 40 %) — в промышленности, остальные в сельском хозяйстве или в торговле.

3. Полуинтеллигенцию — техников, фельдшеров, медицинских сестр, ассистентов, референтов, лаборантов и т.д.

Однако к "стратам" профессора Г. Силласте хочется добавить и такое высказывание В. И. Ленина (в его письме к Горькому от 15 сентября 1919 года) об интеллигенции, помогавшей буржуазии:

"...Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно. «Интеллектуальным силам», желающим нести науку народу (а не прислуживать капиталу), мы платим жалование выше среднего. Это факт. Мы их бережём. Это факт...".

К такому "факту" можно добавить и другие "факты" времён Сталина, Хрущёва, Брежнева и т.д., когда находились не только представители "трёх страт" (по классификации профессора Г. Силласте), а и отдельные элитные группы "субъектов с гигантской интеллигенцией", мнившие себя мозгом нации. Были такие "интеллигентные мозговые центры" нации и во времена Горбачёва и Ельцина. Есть, к сожалению, такие "центры" и в нынешние времена. И что удивительно: они, эти "интеллектуальные центры", ругая дурное настоящее, зовут к счастливому будущему, которое, со временем, превратив настоящее в прошлое, а себя в новое настоящее, — может оказаться (и уже не раз оказывалось!) ещё более худшим, чем былое прошло!

Пожалуй, следует вспомнить и ещё об одном факте, произошедшем в 1898 году, за два десятка лет до вышеупомянутого письма Ленина. Именно в 1898 году год Герберт Джордж Уэллс (1866—1946), — знаменитый английский писатель-фантаст и публицист, неожиданно написал небольшое эссе под названием "Об уме и умничанье", в котором высказал (без особой интеллигентности) своё мнение о разумном и великом, глупости и гениальности, божественной простоте и непосредственности, которые свойственны человеческому сознанию, в том числе и интеллигентному. Герберт Уэльс начал горячо убеждать читателей в следующём:

"...Уверяю вас, разумное есть противоположность великому. Британская империя, как и Римская, создана тупицами. И не исключено, что умники нас погубят. Представьте себе полк, состоящий из шутников и оригиналов. Свет еще не знал государственного деятеля, который не отличался бы хоть малой толикой глупости, а гениальность, по-моему, непременно в чем-то сродни божественной простоте. Те, кого принято называть великими мастерами Шекспир, Рафаэль, Милтон и другие, — обладали какой-то особой непосредственностью... Даже Гомер временами клюет носом...".

И возникает невольный вопрос: "Неужели даже Шекспир, Рафаэль, Милтон, Гомер не были настоящими интеллигентами?!..". Впрочем, это личное мнение Герберта Уэллса, который был ещё тем "интеллигентным шутником", опубликовав при жизни свою знаменитую "Автобиографию". О некоторых "интеллигентных шутках" знаменитого писателя в адрес женщин можно узнать и с помощью такой ссылки: http://proza.ru/2016/01/14/1406

Однако недаром в народе говорят: "Всему — своё время!". У разных народов и в разные времена активно пробивались буйные ростки и даже всходы массовой интеллигентности. Но так как в разные времена и у разных народов была разные нравы и мода, — то под "внешними одёжками" этих нравов и моды не всегда можно было хорошо рассмотреть все достоинства интеллигентности тех времён. К примеру, когда очень интеллигентные люди 18—19 веков не менее интеллигентно убивали друг друга на дуэлях, а простой народ почему-то воспринимал такие деяния не как проявление явной интеллигентности, а как демонстрацию какого-то непонятного самоубийства и "умничания", о котором писал в своём эссе Уэллс.

К счастью для человечества, во все времена и у всех народов были и такие интеллигентные люди, которые имели врождённую интеллигентность, данную им от самого Бога, — идущую не только от головы, но и от души и сердца.


***
В Интернете можно найти 45-минутное видео одного из заседаний телепередачи "Что делать? Философские беседы на телеканале "Культура", посвящённого такой теме: "О трансформации отношений между интеллигенцией и народом от начала 19-го до начала 21-го века". С 2001 года и по настоящее время эту телепередачу ведёт Виталий Третьяков — российский журналист и политолог. В качестве первичного индикатора интеллигентности ведущего может послужить такая информация.

В 2000—2002 годах В.Т. Третьяков был профессором факультета прикладной политологии Высшей школы экономики Государственного университета. В 2001—2007 годах — профессор факультета международной журналистики МГИМО (У) МИД РФ. С 2001-го по 2013 год — генеральный директор-главный редактор "Независимой издательской группы „НИГ“". С 2005-го по 2009 год — главный редактор журнала "Политический класс". В 2008 году выступил организатором и впоследствии возглавил Высшую школу (факультет) телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова. В том же 2008 году стал соучредителем и генеральным директором Фонда содействия развитию образования и науки в сфере СМИ и телевидения "Медиалогия". С осени 2015 года - профессор кафедры социологии и гуманитарной культуры МИФИ.  Вместе с профессором Борисом Грушиным (скончался в 2007 году) — автор и руководитель долгосрочных социологических проектов "100 наиболее влиятельных политиков России" (ежемесячные опросы с января 1993-го по 2011 год) и "100 экспертов России" (ежеквартальные опросы с мая 2000-го по 2005 год).

В своём вводном слове ведущий телепередачи отметил понижение в последнее время отношений между народом и интеллигенцией. Если при своём рождении русская интеллигенция, видя многие недостатки в жизни страны, относилась к народу с глубоким уважением (особенно во второй половине 19-го века), то после революции 1917 года эти отношения стали ухудшаться, хотя революционеры-интеллигенты, пришедшие к власти, называли народ гегемоном. Ведущий задал шести представителям российской интеллигенции, сидящим за круглым столом телестудии, такой вопрос: " Почему интеллигенция относится всё хуже и хуже к тем, кто называется народом?".


***
Первым высказал своё мнение Юрий Пивоваров — российский политолог и историк, доктор политических наук, академик РАН с 2006 года, автор около 500 научных публикаций, в том числе 8 монографий, посвящённых истории Германии и России, немецкой и русской социально-политической мысли.

Академик поведал присутствующим о том, что его мать была из семьи военных, отец — из крестьянской семьи, бабушка по отцовской линии была вообще неграмотной, а бабушка по матери — знала несколько иностранных языков. По мнению выступавшего, российской интеллигенции не было бы вообще, если бы не было Петра Первого, к которому академик лично относится плохо, как к исторической личности. Сославшись на Н.И.Ключевского, учёный напомнил, что российская интеллигенция родилась по причине исторического раскола между теми россиянами, кто (как и Пётр Первый) проповедовал западноевропейский образ жизни и теми, кто отстаивал давно существующий патриархальный уклад. В более поздние времена, начиная с 19-го века, интеллигентами становились и выходцы из патриархальных семей. Раскол был великий. Русская интеллигенция даже во времена своего становления в определённой мере идеализировала народ, но были и такие интеллигенты, которые относились к простому народу с высокомерием. Однако и простой народ отвечал таким интеллигентам тем же. Ю.Пивоваров также отметил, что начиная с 80-х годов 20-го века, когда в городах стало жить 74 процента всего населения России, наступило совершенно иное время, когда из-за урбанизации общества всё больше и больше размываются границы между интеллигенцией и народом.

Однако ведущий пожелал кое-что уточнить: мол, в понятие "интеллигентность" вкладывается не только образование, но и общенациональная совесть. И спросил: "Куда делась совесть?..".

Академик Пивоваров считает, что она, эта совесть, никуда не делась, а интеллигенция просто смешалась с народом. Более того, на смену старой царской интеллигенции, пришла новая советская интеллигенция, ставшая частью народа. В подтверждении своих слов, учёный рассказал о том, как во времена своего детства и юности лично он ничем не отличался от своих сверстников — играл в футбол, ругался матом, читал книги... И даже в последующие годы тоже многим не отличался от тех же своих друзей детства и юности, которые не стали интеллектуалами или кем-то ещё.

Юрий Пивоваров утверждает:

— Формы взаимоотношений между интеллигенцией и народом меняются. Народ изменяется, интеллигенция меняется. Вот я про себя думаю: "Кто я?.. Интеллигенция или народ! Никакой разницы! Немало наломали дров и народ, и интеллигенция, но всякий антиинтеллигентский пафос в нашей стране или в любой иной стране это саморазрушение! Это отказ от мысли, от культуры, от традиций...


***
Людмила Алексеевна Булавка — доктор философских наук, профессор Московского фиансово-юридического университета, в своём выступлении стала утверждать, что как во времена Ренессанса (14 — 16 век) зародился новый тип интеллигенции, так и Октябрьская революция породила новую российскую интеллигенцию — пришли образованные люди с идеей служения обществу и народу. В качестве примера, доктор наук привела пример с Блоком, который хотел служить обществу, а также с Маяковским, когда общество для него стало "товарищем". Привела, в качестве примера, и Ходасевича, устремившегося к народу и даже желавшего вступить в партию. Однако, по мнению выступавшей, были и иные интеллигенты той поры.  К примеру, Пастернак и Бунин. В своём "Доктор Живаго" Пастернак так и не нашёл места для народа, ибо автором этого романа был обоснован чисто обывательский принцип существования как идеала. Что же касается интеллигентного Бунина, то тот, вообще, видел в российском народе только врага.

Говоря о роли интеллигента, как художника и носителя культуры, Людмила Алексеевна отметила:

— Отчуждаясь от тех исторических практик, в которых решались интересы то же общества, у художника начиналось вымывание его культурного потенциала...

Ведущий прокомментировал её слова таким образом:

— Так как народ нужен интеллигенции в трудные годы испытаний, когда одна интеллигенция не умеет держать винтовку в руках. Как только народ спас страну и интеллигенцию, то сразу он становится интеллигенции неинтересен, груб и необразован.

Профессор согласилась с комментарием ведущего, добавив от себя, что подобное случается тогда, когда интеллигент превращался в обывателя. И эта тенденция всё более нарастает в нынешнее время. Более того, имеет свой двойственный характер: с одной стороны, современный интеллигент является творцом в искусстве, культуре, литературе, науке и во много ином, но, с другой стороны становится не гражданином своего общества, а обывателем. Выступающая выразила и такую точку зрения на нынешнее время: мол, живём в условиях рыночного тоталитаризма, когда всё и везде измеряется деньгами. По сути, интеллигенция и народ стали рыночным товаром для мирового капитала.

По мнению Людмилы Алексеевны, свои противоречия интеллигенция может разрешить только через поступок, а поступок —  это риск! Но у интеллигенции есть очень большой и изощрённый арсенал, чтобы избежать такого риска, а значит и поступка. Поэтому интеллигент-обыватель является не только просвещённым обывателем, но и, со временем, становится просвещённым хамом. Тем хамом, которого всегда боялась настоящая российская интеллигенция.

Об отношении Л.А.Булавки к нынешним временам и к интеллигенции можно узнать и с помощью такой ссылки:
https://www.youtube.com/watch?v=kZLGNMXe6c0


***
Юрий Кублановский, — русский поэт и эссеист, публицист, критик и искусствовед, начал своё выступление с того, что вспомнил определение понятия "интеллигенция", высказанное Георгием Федотовым: "Интеллигенция — это общественный слой, характеризующийся общественной идейностью своих задач и беспочвенностью своих идей". По мнению поэта, интеллигенцию нужно подразделять на следующие две категории:

1. Трудовую (народную) интеллигенцию — те кто "тянет лямку" и удерживает Россию на плаву (учителя, врачи, краеведы и т.д.).

2. Освободительную интеллигенцию — тот узкий слой (от либералов до большевиков и т.д.), который хотел освободить народ.

И выступающий сразу задал присутствующим и себе вопрос: мол, от чего они хотели освободить народ? От совести?.. Юрий Кублановский сделал и такой вывод: мол, интеллигенция — типично русское явление, однако, с того времени, как Россия примкнула к цивилизованному западному сообществу, в ней происходит тот же процесс, что и на Западе — интеллигенция исчезает!

И, ведь известный поэт, публицист и критик знает что говорит, так как в октябре 1982 года был вынужден эмигрировать из России в Париже, с 1986 года жил в Мюнхене. В 1990 году возвратился в Россию, в тот период, когда многие деятели культуры СССР, наоборот, покидали гибнущую страну. После возвращения много печатается, причем публикует не только стихи, но и публицистику. Работал в журнале "Новый мир": заведующим отделом публицистики (1995—2000), затем несколько лет заведующим отделом поэзии.

Нобелевский лауреат Александр Солженицын высоко ценил лирику поэта: "Поэзия Юрия Кублановского — отличается верностью традициям русского стихосложения, ненавязчиво, с большим чувством меры обновлённой метафоричностью — никогда не эксцентричной, всегда оправданной по сущности; и естественной упругости стиха, часто просящегося к перечитыванию и запоминанию". Солженицын также отмечает, что ценность поэзии Кублановского в том, что она сохраняет живую полноту русского языка в то время когда русская литература "понесла потери в русскости языка". Неотъемлемыми качествами лирики Юрия Кублановского названы глубинная сроднённость с историей и религиозная насыщенность чувства.

Поэт, сославшись на высказывание Пушкина о том, что "Самостояние человека — залог величия его!", считает, что тот, кто живёт в совестливости, трудолюбии и в семье — тот и есть интеллигент! Юрий Кублановский негативно отнёся к тем интеллигентам, кто призывает "идти в народ" для его просвящения.

— Себя просвящайте!.. — советует поэт таким интеллигентам.


***
Александр Шубин — российский историк и общественный деятель левого направления, доктор исторических наук и профессор, начал своё выступление с того, что назвал интеллигенцию тем креативным слоем, который моделирует реальность, предлагает различные проекты, без которых не может существовать любое постиндустриальное общество. Выступающий согласился с тем, что интеллигенция — разная, имеющая как общие, так и несовпадающие мысли и мнения. И если господствующие слои мыслят больше категориями интересов, то интеллигенция больше мыслит категориями идей, ибо для неё более важна проектность — что и куда двигать.

И когда ведущий сделал такой иронический комментарий: "Но кто не разделяет идей интеллигенции — как минимум быдло?!..", выступающий пояснил, что отношения интеллигенции с народом всегда были разными. Народ раздражал интеллигенцию тем, что когда у всех граждан страны появилась возможность получить приличное образование, то в народе появилось некое большинство, которое остановилось в получении дальнейшего образования: мол, дальше "это дело" их больше не интересует! А советская власть, в свою очередь, сделала так, что у квалифицированных рабочих заработная плата оказалась намного больше, чем у многих представителей интеллигенции. Но и интеллигенция нашла выход — стала больше заботиться о своих личных интересах, выступая и продвигая различные проекты (как и КПСС) от имени народа.

Александр Шубин полагает, что народ многократно поддерживал интеллигенцию: и в 1917 году, и после. И это будет продолжаться в последующие времена, так как уровень культуры в народе падает стремительно и интеллигенция, как раньше ходила, то (если нужно) и опять пойдёт в народ, чтобы очередной раз поднять его уровень.

Юрий Кублановский не удержался:

— Интеллигенция будет идти в народ?! Утопия!
Покажите мне народ — я сам пойду!..

В процессе дальнейшего диспута Александр Шубин заявил: мол, в данном споре интеллегентофилов и интеллигентофобов он остаётся в стороне. И хотя признал тот факт, что интеллигенция разделяется на слои, но и сам привёл исторический факт, как в своё время крестьянство России тоже разделилось на кулачество и бедняков. Выступающий напомнил присутствующим и о том, что интеллигенция тоже состоит из двух противоположных представителей слоя: одни тяготеют к тому, чтобы идти во власть, другие — устремляются к народу.

Следует отметить, что лично А. Шубин ходил и ранее в народ, ходит и сейчас. В 1987—1991 годах он участвовал в работе по организационной поддержке рабочего движения. Был одним из создателей социологической группы "Самоуправление", пытавшейся внедрять самоуправление на производстве в 1987—1988 годах. Участвовал в строительстве баррикад вокруг Белого дома в августе 1991 года. В 1992—1999 годах выступал с резкой критикой режима Б. Ельцина. В 2009—2014 годах был член Совета Левого фронта и членом Моссовета. В январе-сентябре 2013 гг. — членом Исполкома ЛФ, в июне-сентябре — также координатором ЛФ. Ушел с этих двух постов 14 сентября 2013 г. в связи с загруженностью научной работой.

Александр Шубин является автором 20 книг и более ста научных и сотен публицистических и энциклопедических статей. Работы учёного посвящены проблемам истории и теории социализма, общим закономерностям исторического развития, истории советского общества, истории международных отношений, истории советских общественных течений и движений.

(продолжение следует)
Tags: Андреев Дмитрий, Бордюгов, Булавка, Касьянов В., Кисельникова, Кублановский, Пивоваров, Силласте, Третьяков, Шубин
Subscribe

promo intelligentsia1 july 14, 2018 15:25 4
Buy for 10 tokens
Нам - 10 лет! Я создал это сообщество 15 июля 2008 года. Поздравляю с юбилеем 536 Сообщниц и Сообщников, 488 Читательниц и Читателей, ну и себя, любимого, конечно! За последние 5 месяцев нас стало на 7 Сообщников и на 8 Читателей меньше... То есть число наше стабилизировалось, и мы с Вами,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments