В брежневския времена практически все совграждане в той или иной степени стали «интеллигенцией». Это, пожалуй, и впрямь было в своем роде безклассовое общество – в общей рабской зависимости от власти. Все жили на зарплату, выплачиваемую властью, которая, как и положено рабовладельцу, брала на себя обезпечить свои говорящия орудия прожиточным минимумом. Стремиться получить выше оного было безсмысленно да и опасно, но зато можно было и душу побаловать какой-никакой культуркой.
Кроме того, после того, как Хрущев дал колхозникам паспорта, год за годом они массами бежали из деревни. Образование же было основным легальным способом перебраться в город, и с другой стороны, в городе чтобы выжить, во все времена надо было выучиться какой либо профессии.
Власть поощряла эту тягу к «разумному, доброму, вечному». Во-1х, ради нужд современного производства, прежде всего военного – надо было обезпечивать свой престиж в мiре (особливо в «третьем»). Во-2х, это поддерживало иллюзию «благосостояния в обществе без эксплуататорских классов», тем паче на фоне прогрессирующего дефицита товаров. И натурально, таким путем образовалась огромная масса низшего слоя образованцев – учителей, врачей, инженеров, МНСов, лаборантов, - и самодостаточная и малополезная. Никакое общество не живет в абсолютном равенстве, но в советском иерархия сложилась в тени власти, разпределявшей блага, и оттого вышла уж очень уродливой, да к тому ж сама власть время от времени пыталась эту тень укоротить. И наконец, книга тогда по разным, в т.ч. и идеологическим причинам, была дефицитом, а потому чтение , или точнее, владение книгами, считалось занятием статусным.
И как только Совдепию прекратили оффициально считать «безклассовой», он практически тут же лишилась статуса «самой читающей страны». Книга, перестав быть ценным дополнением к ценной мебели или же фигой в кармане в сторону власти, выпала, по сути, из системы ценностей совка. По-настоящему свободная идейная жизнь – в старой России или на Западе – в оную не вмещалась. А потом еще и экономика советская ушла на фиг, причем для каждого класса по-своему, только ностальгия по прежним «культурным» временам и осталась.
Кроме того, после того, как Хрущев дал колхозникам паспорта, год за годом они массами бежали из деревни. Образование же было основным легальным способом перебраться в город, и с другой стороны, в городе чтобы выжить, во все времена надо было выучиться какой либо профессии.
Власть поощряла эту тягу к «разумному, доброму, вечному». Во-1х, ради нужд современного производства, прежде всего военного – надо было обезпечивать свой престиж в мiре (особливо в «третьем»). Во-2х, это поддерживало иллюзию «благосостояния в обществе без эксплуататорских классов», тем паче на фоне прогрессирующего дефицита товаров. И натурально, таким путем образовалась огромная масса низшего слоя образованцев – учителей, врачей, инженеров, МНСов, лаборантов, - и самодостаточная и малополезная. Никакое общество не живет в абсолютном равенстве, но в советском иерархия сложилась в тени власти, разпределявшей блага, и оттого вышла уж очень уродливой, да к тому ж сама власть время от времени пыталась эту тень укоротить. И наконец, книга тогда по разным, в т.ч. и идеологическим причинам, была дефицитом, а потому чтение , или точнее, владение книгами, считалось занятием статусным.
И как только Совдепию прекратили оффициально считать «безклассовой», он практически тут же лишилась статуса «самой читающей страны». Книга, перестав быть ценным дополнением к ценной мебели или же фигой в кармане в сторону власти, выпала, по сути, из системы ценностей совка. По-настоящему свободная идейная жизнь – в старой России или на Западе – в оную не вмещалась. А потом еще и экономика советская ушла на фиг, причем для каждого класса по-своему, только ностальгия по прежним «культурным» временам и осталась.
взято у
http://ondriaw.livejournal.com/230247.html
я правда самъ не согласенъ про рабство -- скорЬе про хрЬновую восточную деспотiю съ плохо очерченными реальными обязанностями
но про книгу какъ цЬнность согласиться НАДО
Community Info