Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote in intelligentsia1,
Александр Бангерский
banguerski_alex
intelligentsia1

Category:

Интеллигента отличает совесть, принципиальность, сострадание

Владимир Познер о фильме «Шекспир. Предостережение королям…»

Владимир Познер: Интеллигента отличает от всех определенный набор человеческих качеств…

– Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович! На днях я и мой друг не сошлись во мнении относительно понимания слова «интеллигент».

Я родилась в Советском Союзе и для меня с самого детства «интеллигент» – это человек умный, образованный, идущий в ногу со временем, обладающий прекрасными манерами, чувством такта и вкусом, осанкой и походкой, а также наилучшими человеческими качествами.

Мой друг настаивает на том, что сугубо интеллект, а также начитанность характеризуют интеллигента. По его мнению, интеллигент может быть и предателем и душегубом…

В связи с чем хотели бы узнать Ваше мнение на этот счет. Заранее спасибо! (Татьяна Савицкая)

Владимир Познер: Уважаемая Татьяна Савицкая, Вам и Вашему другу следует знать, что слова «интеллигенция» и «интеллигент» используются в мире только применительно к России. Интеллигент – это не то же самое, что «интеллигентный человек», то есть человек с хорошими манерами, образованный и так далее.

Принадлежность к интеллигенции (которую практически уничтожили в СССР) означает быть частью определенной и очень специфической социальной прослойки, которая была сформирована именно (и только) в России в результате определенного исторического развития.

Такие внешние проявления как такт, вкус, хорошие манеры, осанка, походка абсолютно не являются чертами интеллигента. То же относится к интеллекту, начитанности.

Интеллигента отличает от всех определенный набор человеческих качеств – совесть, принципиальность, сострадание – которые определяют его поведение.

Когда-то академика Лихачева спросили, почему у нас так не любят интеллигенцию, на что он ответил: – Потому, что нельзя притворяться интеллигентом. Можно притворяться богатым, влиятельным, важным, но интеллигентом никак нельзя, сразу все видно.

https://pozneronline.ru/2018/05/21259/

44 комментария
Татьяна 21.05.2018 at 19:23
Как же быть, если принципиальность мешает состраданию?.

Ответить
Вера Укстина 22.05.2018 at 13:37
подскажет СОВЕСТЬ. Я например, не могу сострадать насильникам и Чекатилам…

Ответить
ляля 21.05.2018 at 20:36
добавить к комменту В.В.нечего,хотя образованность и начитанность(в качестве дополнения)не возбраняются

Ответить
ВАДИМ 21.05.2018 at 20:41
абсолютно согласен с тем ,что основное качество интеллигента является совесть

Ответить
ААМ 21.05.2018 at 20:58
Будучи в колхозе на работе от нашего НИИ в начале 70-х встретился механизатором- интеллигентом с 7-ю классами образования. Правда мужик был для своей местности да и для Питере очень начитанный и совсем не Пикуля, которого за человека не считал. А на Украине под Щорсом в 1980-м году познакомился с праведницей и интеллигенткой высшей пробы с тремя классами образования, о которой моя семья вспоминает с придыханием до сих пор. Так что в этом случае Познер прав на 200%

Ответить
ААМ 21.05.2018 at 21:00
Познер прав на 200%.

Ответить
oleg mityakin 21.05.2018 at 21:10
Интеллигент, это человек, на которого хотелось бы равняться, такой маяк. Но, слышал такое определение, что это тот, кто зарабатывает умственным трудом, но всякие мошенники, аферисты, а те кто используют служебное положение в корыстных целях, что тоже выходит интеллигенция, смешно.

Ответить
Виктор 21.05.2018 at 21:28
Интеллигента отличает от всех определенный набор человеческих качеств – совесть, принципиальность, сострадание – которые определяют его поведение.
===
— Ах, — сказал Лоханкин проникновенно, — ведь в конце концов кто знает!Может быть, так надо!Может быть, именно в этом великая сермяжная правда!

— Сермяжная? — задумчиво повторил Бендер. — Она же посконная, домотканая и кондовая? Так, так. В общем, скажите, из какого класса гимназии вас вытурили за неуспешность? Из шестого?

— Из пятого, — ответил Лоханкин.

— Золотой класс!Значит, до физики Краевича вы не дошли? И с тех пор вели исключительно интеллектуальный образ жизни? Впрочем, мне все равно. Завтра я к вам переезжаю.

Ответить
Артур 21.05.2018 at 21:41
Самое неприятное, что высокообразованные и бывшие когда-то талантливыми журналистами, путинские пропагандисты прекрасно моделируют, что происходит в незатейливом мозгу их беззащитных жертв, не обладающих аналогичными навыками и интеллектом. Я, конечно, понимаю все эти разговоры о т.н. “нерукопожатности”, что неинтересно когда профессионально деградировавший хирург становится простым мясником и тому подобное. Но давайте взглянем на это с другой стороны. Почему, например, в уголовном кодексе присутствуют статьи о совращении малолетних?! Наверное, для того, чтобы безнравственные подонки не могли пользоваться своим заведомым преимуществом в сочетании с заведомой беспомощностью жертвы. Так какого рожна нет “уголовки” для пропагандистов?!

Ответить
Дед 22.05.2018 at 02:08
Пропаганда есть во всех СМИ Мира . Это очень важная и нужная работа требующая большого интеллекта и образованности , а ты их всех хочешь в ГУЛАГ отправить . Ну и мешанина же у тебя в голове .

Ответить
Артур 21.05.2018 at 21:51
На этот раз полностью согласен с Познером! Прекрасно сформулировано и цитата Лихачева совершенно уместна!

Ответить
Виктор 22.05.2018 at 06:10
Интеллигент, – это быдло, только с высшим образованием.
Вот и всё.
Сострадание, Совесть и Образование – атрибуты аристократа.
Чтобы стать интеллигентом, быдлу, достаточно в/о.

Ответить
Сергей 22.05.2018 at 11:50
Не согласен, как раз аристократ это интелегент без совести,.

Ответить
Наталья Абрамова 22.05.2018 at 13:01
То есть, родился в семье аристократа, по-любому будешь с совестью, с состраданием и прочими атрибутами?Интересно….получается, что у нас в стране аристократов до отмены крепостного права не было, одно сплошное быдло, т.к. имея совесть, а тем более сострадание и принципы, нельзя иметь рабов…а понятие “интеллигенция” только у нас, опять же, существует. Как так, ума не приложу.

Ответить
Евгения 25.05.2018 at 12:13
Конечно, интеллигентный человек к таким определениям как “быдло” аппелировать не станет

Ответить
Дед 22.05.2018 at 06:40
На мой взгляд объяснение академика Лихачёва весьма сомнительно .

Ответить
Надежда 22.05.2018 at 08:09
“Принадлежность к интеллигенции (которую практически уничтожили в СССР) “.

И это тоже мы уничтожили? Тоже надо покаяться?

Ответить
L Mju 22.05.2018 at 10:01
Так ведь уничтожался старый мир(вместе со всем что там было) и строился новый?! Или не так? Сначала дворянство,интеллигенция,попы, а потом крестьянство с его патриархальным бытом и устоями(основа России).В точном соответствии с идеями марксизма-ленинизма.Кстати,Сталин с его коллективизацией,ни на йоту не отклонился от этих идей. И неважно кто принес в Россию эту хворь. Каяться должна ВСЯ Россия( точнее то, что от нее осталось).Без этого не будет возрождения.

Ответить
Дмитрий 22.05.2018 at 10:43
Надежда, ну может не Вы, а Ваши отец или дед.
Кто-то потрудился.

Ответить
Дмитрий 22.05.2018 at 10:05
Интеллигент – человек, ощущающий себя отличным от большинства, осознающий это.
Это действительно набор качеств. Но эти качества непросто перечислить.
Это и образование, отличное от большинства, и отличающаяся манера одеваться, и взгляды меньшинства, и презрение к дарвинизму (убеждению большинства с его природным «уважением» к силе), и многое многое другое.
Вплоть до физиологии (с которой, возможно, вышеперечисленное тесно связано в природе интеллигента).
Повторю: интеллигент – носитель качеств и убеждений и свойств, отличных от тех, что присущи большинству. Я так думаю ). На основании своего полувекового опыта жизни в этой стране.
А что это за качества и свойства каждый может перечислить сам, если интересно.
Всем спасибо за внимание.

Ответить
ADISLAN 22.05.2018 at 10:32
Мне показалось, что некоторые здесь путают интеллигента с интеллектуалом

Ответить
Светлана 24.05.2018 at 08:38
По сути, это два разных определений. Человек может быть интеллектуалом ,но не быть вообще интелегентом. И наоборот.

Ответить
Михаил 22.05.2018 at 13:37
Наличие интеллигенции в стране не зависит от социального строя. И среди рабов были интеллигенты. Пример Эзопа это подтверждает. Жаль, что в нашей стране народ привык брать пример с правителей. А правитель- интеллигент у нас это не реально! Он даже если и захочет подняться на верх государства, то не сможет. Рухнет на подступах к первому этажу

Ответить
Владимир 22.05.2018 at 15:12
А по моему наблюдению, как раз власть берет пример с общества, при чем не самый лучший. Потому что именно, общество не даёт пробиться талантливым людям во власть. Если ты не пиаришся и не живёшь в телевизоре, на тебя никто в серьёзно не смотрит.

Ответить
Владимир 22.05.2018 at 15:05
Совесть, принципиальность, сострадание есть в каждом нормальном человеке. Но проявлять их нужно к месту. Если человека окружают люди сплошь без этих достоинств, то возможно, с самим человеком что-то не так?

Ответить
Елена И. 22.05.2018 at 15:44
Термин “интеллигент” сейчас полностью девальвирован, да и раньше вызывал недоумение.
Кто мог на самом деле соответствовать определению термина – в переводе с латинского “знающий, понимающий, мыслящий”; а русский интеллигент еще и смелый, решительный и честный человек, патриот и мужественный борец за права человека, умный, справедливый, преданный своему делу. Интеллигент – это не обыватель, но деятельный и полезный член общества, жизнь его не отделима от важного для народа дела”. Интеллигент у нас это одна из утопий, как коммунизм и социализм. Образованный человек, живущий интеллектуальным трудом, может быть в быту и на службе “трамвайным хамом” или сволочью, подлецом и мерзавцем, он интеллигент? Да, моральные качества – это природа, к образованию не имеют отношения. Один из очень известных российских режиссеров с презрением отвергнув свою принадлежность к интеллигенции, сказал: “Я интеллектуал” и был прав.

Ответить
Franck 22.05.2018 at 16:05
Интеллект – философская концепция.
Он обозначает способность воспринимать что-то духовно.
Это агентом в человеке, который несет ответственность за знание и мышление.
«Интеллект» часто используется как синоним «ума».
Но «интеллект» также может иметь значения «разум», «сознание» или «дух».

Это так просто.

Подумайте об этом еще раз, господин Познер.

Извините, если мой русский не идеален.

Ответить
николай 22.05.2018 at 18:48
Николай
Согласен, что интеллигента определяют высокоморальные качества: и совесть, и сострадание, и наверно, скромность. Но вот к принципиальности отнесся бы с осторожностью, так как принципы бывают разные и видимо: не грех ими иногда поступиться!

Ответить
Иван Я 22.05.2018 at 19:09
Лев _ это хорошо переваренный Баран….А то чи то переварено вот и есть Интеллигенция.

Ответить
Дед 22.05.2018 at 19:29
Вот почитал я ваши ребята комментарии и вижу , что вы в себе разобраться не можете . И тем ни менее от Путина с Медведевым требуете чтобы они разобрались во всех нас .

Ответить
Александр 22.05.2018 at 19:51
Хспдя…
Как же все стремятся быть избранными…

Ответить
Москвич 22.05.2018 at 20:14
А теперь прикиньте сколько у нас интеллигентов в так называемой властной элите?

Ответить
Стас Бережнов 22.05.2018 at 21:22
В.В.Познер как всегда прав!

Ответить
Андрей 22.05.2018 at 22:28
Наличие совести критерий очень неопределенный. Совесть у каждого разная, и я не раз видел, как откровенное быдло “предъявляло” другим отсутствие этой самой совести.
Сочувствие, сострадание, гуманизм, милосердие – это все также очень неопределенные понятия, они у всех в какой-то степени есть. Сочувствие и сострадание у кошек и собак есть. Тактичность и этикет очень зависят от культуры, и подлец может быть ну очень деликатным.
Мне кажется, что один из основных критериев – это приоритет духовных ценностей над материальными.
Далее, толернантность к чужой точке зрения. Это люмпен имеет на все ответ, и всегда уверен в совей правоте. Интеллигент – наоборот.

Ответить
евгений 22.05.2018 at 23:56
Пропаганда не требует большого ума и образованности, но сводится к набору примитивных штампов, цинично играя на темных инстинктах человеческой натуры: “Россия великая наша держава и так далее”. “Почаще тверди им о “нас” и о “нашем”, когда поступают враги” (Джозеф Радьярд Киплинг). Задумайтесь на секунду, а много ли в ней вашего? “Педофильское подполье существует и множится…” Пропаганда занята формированием образа врага для отвлечения внимания масс от реальных проблем, приуменьшает потери и раздувает достижения.

Ответить
Владимир 23.05.2018 at 07:21
Не думаю, что Вы правы. Быть интеллигентом, не означает ощущение вашей особенности, интеллигент об этом думать не будет. Быть интеллигентом, не обязательно иметь особое образование и тому подобное. Это человек может быть совершенно простого происхождения, но благородный по сути своей, милосердный, умный и добрый. Основная же масса высокообразованных людей являются хамами и человеконенавистниками.

Ответить
Дмитрий 23.05.2018 at 11:22
Владимир, не разу не встречал интеллигента, который не осознавал бы своего в хорошем смысле превосходства над теми самыми одиозными 80-ю %, которые всегда имеются вокруг в изобилии словно как раз для сравнения ).
Интеллигент обычно не зазнается, внимательно следит за собой. Он старается быть скромным. Но он очень хорошо понимает, что большинство окружающих его людей, так сказать тело нации, – третья, сто третья часть того, что несет в себе он.
В небольшом сознании этих людей так же мало прочитанных стихов, как выводов о сути вещей.
При этом они могут быть весьма сообразительны и жизнеспособны, а интеллигент – беспомощен и глуп ).
Но согласитесь, – педагог-филолог, специалист по итальянской литературе и поэт на досуге, остро ощущает свое превосходство и ограниченность людей, закатавших кусок парка в районе его проживания под теннисную площадку. Он и прыгать-то не может, даже не пытается; да что там говорить – и в детстве не пытался.
Или вот ему Крым вернули за его счет. А он его что, не имел раньше? Он в него раз в год ездил.
А по всей стране казаки с попами гоняют пид-сов.
А он.. бездетный, одним словом.
Вот и думай тут..
И наконец – ни разу не приходило в голову слово «интеллигент» в отношении простого но хорошего, приличного человека «с совестью».
По разным причинам.
Одна из них – простой человек он потому и называется простым, что прост. Как ведет себя простой человек в разных ситуациях, мы знаем.
Сегодня он с тобой приличный, а завтра ты пропадешь, в квартиру твою въедут незнакомые люди. А он и заявление в полицию не напишет.
Жизнь ).

Ответить
Владимир 23.05.2018 at 12:09
Да кем бы вы не были, оставайтесь человеком.
не вредя окружающим!
Полагаю этого вполне достаточно, чтобы расположить внимание людей, если конечно вы стремитрсь к подобному)

Ответить
Дмитрий 23.05.2018 at 17:56
Владимир, это да, трудно не согласиться; но это уже другая тема (что главное оставаться человеком)!
А так-то кто же возражает.

Ответить
серёжа 23.05.2018 at 13:18
тридцать лет назад, по телевизору, показали телемост Москва-Ньюйорк. в Москве передачу вёл интеллигент Познер. я прекрасно помню эту передачу. я смотрел её. это когда была произнесена известная фраза “В СССР СЕКСА НЕТ”… НО. эта фраза вырвана из контекста. в этом эпизоде речь шла не о сексуальных отношениях женщин и мужчин, мужчин и женщин и так далее. речь шла о СВОБОДНОМ РАСПРОСТРОНЕНИИ ПОРНОГРАФИИ в СССР. я даже помню эту тётеньку, которая вместо слова порнография, произнесла слово секс. видимо она и слова такого не знала- порнография. возникает вопрос, какова интеллигентная роль Познера в распростронении этой шутки?

Ответить
Раиса 24.05.2018 at 14:40
На том телемосте после фразы “секса нет”народ заглушил шумом и смехом НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

Ответить
Каперанг 24.05.2018 at 07:28
ИНтеллигентный человек – это человек, в общении с которым ты чувствуешь себя интеллигентным человеком

Ответить
Илья 24.05.2018 at 09:06
«Та часть нашей общественности, в общежитии именуемая русской интеллигенцией, имеет одну, преимущественно ей присущую особенность: она принципиально и притом восторженно воспринимает всякую идею, всякий факт, даже слух, направленные к дискредитации государственной, а также духовно православной власти, ко всему же остальному в жизни страны она индифферентна». В. К. Плеве министр внутренних дел России.

Ответить
Vitag 30.05.2018 at 00:46
В ответ на поставленный вопрос мы получили десятки или даже сотни определений понятия “интеллигент. Это слишком много. Следовательно, это понятие не имеет чёткого определения, и употреблять его не имеет смысла в серьёзном обсуждении. Можно употреблять в эмоциональном разговоре, чтобы похвалить человека, который нам нравится, или унизить того, кто не нравится, отрицая его принадлежность к интеллигенции. Б.А.Березовскому приписывают авторство следующего определения: “Интеллигент это человек, который знает (или заявляет, что знает) всё, но неточно.”. Генералу Эйзенхауэру приписывают определение: “Интеллигент это человек, который использует слов больше, чем требуется, для того, чтобы показать, что он знает больше, чем знает на самом деле”. А Ленин был интеллигентом? А Сталин? А не Гитлер, конечно, а Розенберг, Геббельс?


Tags: Березовский, Лихачев, Плеве, Познер, Эйзенхауэр, качества, определения, признаки интеллигента
Subscribe

promo intelligentsia1 july 14, 2018 15:25 4
Buy for 10 tokens
Нам - 10 лет! Я создал это сообщество 15 июля 2008 года. Поздравляю с юбилеем 536 Сообщниц и Сообщников, 488 Читательниц и Читателей, ну и себя, любимого, конечно! За последние 5 месяцев нас стало на 7 Сообщников и на 8 Читателей меньше... То есть число наше стабилизировалось, и мы с Вами,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments