Моё мнение таково: в единую, внутренне мобильную общность должно войти среднее чиновничество, государственный аппарат, в котором в настоящее время легко угадать злейшего врага среднего класса, веками сдерживающего его становление и устраивающего безжалостные контрреформы каждый раз, когда формирование среднего класса из среднего слоя может стать необратимым.
Собственно говоря, враждебность государственного аппарата и среднего слоя, третьего сословия, в эпоху феодализма отнюдь не было чисто российской особенностью. Чиновничество, зарождающееся из дружины племенного вождя, то есть из подручных бандитского пахана, весь период от разложения родового уклада до краха феодализма смотрит на третье сословие как на население оккупированной территории. Но когда оказывается, что государству слишком нужны деньги, которые умеет делать третье сословие, начинается период революций, при которых старый государственный аппарат в лучшем случае отстраняется от власти (часто уничтожается физически), и на его место приходят выскочки из третьего сословия, поначалу копирующие ухватки тех, кого они сменили. Но революции, реставрации, реформы и контрреформы повторяются (например, Англия - 1640-й-1688-й, Франция - 1789-й-1871-й годы), и в конце концов чиновничество и третье сословие оказываются перемешаны. Вот тут-то и настаёт время осознать, что они - одной крови, и ощутить своё классовое единство.
Наши революции слишком далеко отстоят друг от друга и чиновничество с третьим сословием перемешаться не успевали. Значит ли это, что в России без нескольких частых циклических кровопусков демократия невозможна? Я думаю, что в III тысячелетии можно обойтись без самоистребления. Нужен "пустяк" - сменяемость бюрократии, которая по истечении своего срока вовсе не должна гнить в рудниках, а отправляться делать бизнес. Тогда, зная, что он у власти не навечно, бюрократ будет её, власть, строить не для подавления ростков среднего класса, а для их укрепления, поскольку ему вскоре придётся самому оказаться по другую сторону бюро. Конечно, на осознание этого понадобятся поколения. Но никто в Европе не перешёл от феодализма к капитализму легко и быстро.
Преемничество при смене верховного правителя, удлинение срока его формальных полномочий, отмена выборов региональных хозяев и стагнация партийной системы всё дальше уводят Россию от возможности выбраться на европейский путь социального развития. Не хотел бы оказаться правым, но твёрдый возврат к стагнации означает последующий возврат катастрофы - дезинтеграции государства, междоусобицу и кровавое восстановление кладбищенской тишины. И снова всё сначала.
Наше спасение - в реальной ротации власти. Но я не знаю, что для этого сейчас можно сделать.
Community Info