Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote in intelligentsia1,
Александр Бангерский
banguerski_alex
intelligentsia1

Categories:

Интеллигенция (подборка определений этого понятия)

Подборка с сайта http://ponjatija.ru/taxonomy/term/157

Источники:

- А.П. Стёпин. Социализм и средние слои города.
- Классы, социальные слов и группы в СССР.
- Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова.
- Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова.
- Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора.
- Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь.
- Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов.
- Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь.
- Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков.


«Марксизм-ленинизм рассматривает интеллигенцию как слой людей, занимающихся умственным трудом и не имеющим своего самостоятельного места в системе общественного производства, различающихся по профессии, материальному состоянию, политическим позициям, идеологическим взглядам».

А.П. Стёпин. Социализм и средние слои города. С. 5.

+++++++++

…Интеллигенция – особый социальный слой, состоящий из людей умственного труда, для которых интеллектуальный труд является профессией, единственным, или, по крайней мере, главным источником существования и выступает как основная сфера деятельности.

Классы, социальные слов и группы в СССР. М., 1968.

+++++++++

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (от лат. intellegere - воспринимать, понимать, разуметь) — у ряда средневековых и новоевропейских мыслителей — высшая форма познания, связанная с непосредственным умным созерцанием и целостным пониманием сверхчувственных сущностей. В соответствии с восходящей к неоплатонизму иерархией познавательных способностей души И. рассматривается как основание и регулятив деятельности рационально-дискурсивного — расчленяющего и схематизирующего — мышления (ratio). Посредством И. схватываются первоосновы бытия, его доопытные интеллигибельные идеально-смысловые структуры, фундирующие эмпирическое бытие материальных вещей и одновременно любые конкретные построения и исчисления рассудка. В диалектической традиции философствования И. сопрягается с разумным мышлением, т.е. даром синтетического понимания предмета в единстве его противоположных свойств и тенденций развития. Такая трактовка И. свойственна Николаю Кузанскому и Гегелю. Последний не случайно называл синтетический диалектический разум мистическим для ана-литического и склонного избегать любых противоречий рассудка. В ряде психологических течений XX в. под И. нередко понимается способность к быстрому и комплексному решению интеллектуальных задач, умение оперативно ориентироваться в необычной обстановке.

Термин «И.» используется также для обозначения особого социального слоя людей, занятого преимущественно интеллектуальным трудом и творческими профессиями. В свете неутихающих и поныне споров о сущности и социальной роли И. (особенно в отечественной социально-философской литературе) было бы полезно вернуться к аутентичному философско-гносеологическому смыслу самого термина. С этих позиций интеллигентом, в отличие от интеллектуала, следует считать человека (независимо от его социального статуса), который обладает синтетическим теоретическим разумом и одновременно обостренной нравственно-практической интуицией, т.е. разумом (или интеллигенцией) сердца.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 204.

+++++++++

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (лат. intelligens — понимающий, разумный) — социальная группа, состоящая из людей, профессионально занятых умственным трудом. Состав ее чрезвычайно разнообразен: инженеры, учителя, врачи; научные работники и преподаватели вузов; художественная интеллигенция; квалифицированные специалисты аппарата управления (служащие государственных учреждений) и т. д. Интеллигенция возникла еще в рабовладельческом и феодальном обществах вместе с отделением умственного труда от физического, но наибольшего развития в досоциалистических формациях достигла в период капитализма. Интеллигенция никогда не была и не может быть особым классом, т. к. рекрутируется из различных классов и не занимает своего особого положения в системе отношений собственности. Как социальный слой она обслуживает интересы различных классов и потому в социально-политическом отношении не является однородной. Научно-технический прогресс увеличивает абсолютную и относительную численность интеллигенции и повышает ее роль в жизни общества.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 161.

+++++++++

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ [лат. intellegens — умный, понимающий, знающий; знаток, специалист] — общественная прослойка, в которую входят лица, профессионально занимающиеся умственным трудом. Впервые термин «Интеллигенция» был введен в обиход русским писателем П. Боборыкиным (в 70-х гг. XIX в.). Вначале слово «Интеллигенция» обозначало людей культурных, образованных, с передовыми взглядами. В дальнейшем его стали относить к лицам определенного характера труда, определенных профессий.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 140.

+++++++++

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (лат. intelligens - мыслящий, разумный) — слой людей, тяготеющих к творческому труду, обладающих такими признаками, как духовность, внутренняя культура, образованность, манеры цивилизованного поведения, самостоятельность мышления, гуманизм, высокие моральные и этические качества.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 193.

+++++++++

ИНТЕЛЛИГЕНТ — человек, профессионально занимающийся интеллектуальным видом деятельности, преимущественно сложным творческим трудом. Термин введен в 60-е гг. XIX столетия писателем П. Боборыкиным. В дальнейшем благодаря духовному влиянию русских писателей и философов второй половины XIX века понятие «интеллигент» значительно расширилось. Несмотря на иностранное происхождение, слово это стало обозначать специфическое российское явление и отличаться от понятия «интеллектуал», принятого на Западе. В русском понимании интеллигент — это человек, не только профессионально занимающийся интеллектуальным творчеством, но и в широком смысле духовно богатый, активно действующий во благо своего народа. Это личность, руководствующаяся в своих помыслах и действиях не соображениями выгоды и максимальной комфортности, а совестью, сочувствием, состраданием к людям, любовью к отечеству. Подобные качества души давали русскому интеллигенту моральное право часто выступать и против власть имущих, и против политического произвола и духовного застоя. Однако, несмотря на подвижничество и народопоклонничество русской интелли-генции, ей не всегда удавалось выражать истинное состояние российского общества, угадывать истинные потребности народа. Во многом это было связано с тем, что многие интеллигенты России {либералы, социалисты) некритически, порой и догматически воспринимали многие западные веяния, идеи, учения. В современной России, в условиях модернизационного перелома, в условиях затянувшихся кризисных явлений, прежде всего в духовной сфере, вновь становится актуальной проблема интеллигентности и формирования российской интеллигенции. Традиционное русское значение понятия «интеллигент» постепенно размывается, а новое, соответствующее целям и задачам создания демократического гражданского общества, еще не определено.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 127-128.

+++++++++

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (лат. intelligens — понимающий, мыслящий, разумный) — особая социальная группа лиц, профессионально занимающихся умственным (преимущественно сложным), творческим трудом, являющимся основным источником дохода, а также развитием культуры и ее распространением среди населения.

Термин «интеллигенция» в 1860-х гг. ввел писатель П. Д. Боборыкин; из русского перешел в другие языки. На Западе более распространен термин «интеллектуалы», употребляемый и как синоним интеллигенции.

Предпосылкой появления интеллигенции было разделение труда на умственный и физический. Зародившись в античных и средневековых обществах, получила значительное развитие в индустриальном и постиндустриальном обществах. Формируется из разных слоев общества, неоднородна по своему материальному положению, идейным взглядам и партийно-политической принадлежности. Основные направления деятельности: образование и просвещение, научное и художественное творчество, здравоохранение и т. д.

Понятию интеллигенция нередко придают и моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности, демократизма и готовности к революционной борьбе ради интересов народа, за что российскую интеллигенцию резко критиковали представители «веховского направления» (см. «Вехи»).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 202.

+++++++++

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (лат. intelligens - понимающий, мыслящий) - слой образованных и мыслящих людей, выполняющих функции, которые предполагают высокую степень развития интеллекта и профессиональной образованности. Одним из первых слово «интеллигенция» в этом смысле предложил русский писатель П. Д. Боборыкин, который назвал ее «высшим образованным слоем общества» (1866). В русской, а затем и западноевропейской мысли это слово быстро вытеснило понятие «нигилист», введенное И. С. Тургеневым, и понятие «мыслящий пролетариат» («образованный пролетариат»), известное по статьям Писарева. Краткий Оксфордский словарь определяет интеллигенцию как «ту часть народа (в особенности русского), которая стремится к независимому мышлению». В русской литературе XIX-XX веков заметна тенденция к идеализации интеллигенции как решающей силы в духовном развитии человечества, как носительницы истины и нравственного судьи. Хронологические рамки возникновения русской интеллигенции остаются предметом дискуссий. Называются: 2-я половина XVIII века (М. М. Штранге, Берви-Флеровский), «замечательное десятилетие» (40-е годы XIX века), крестьянская реформа (60-е годы XIX века). Особый смысл придало проблеме интеллигенции народничество. Его теоретики видели в интеллигенции внесословное общественное образование, служащее идеалам общечеловеческой правды, справедливости и истины. Интеллигент должен (идея долженствования довлела над сознанием народничества) развить способности к критическому мышлению, воспитать в себе, чтобы быть полезным народу, качества интеллигентности. Русская интеллигенция имеет целью преобразование общества и сознания народа в духе социалистического идеала (Социалистическая мысль). Лавров и Михайловский утверждали, что предварительным условием восприятия этого идеала является нравственное совершенствование интеллигента: выработка характера, в особенности чувства собственного достоинства, неприязнь к политическому деспотизму и т. п. Ткачев, Морозов и другие лидеры революционного народничества оценили э ту теорию как аполитичную. Радикальная интеллигенция, по их мнению, должна использовать благоприятную для нее социальную ситуацию: буржуазия слаба, крестьянство пассивно, рабочий класс малочислен, самодержавие «висит в воздухе». Поэтому интеллигенция должна взять на себя роль застрельщика социальной революции. Теоретическое обоснование этой идеи было развито в анархическом социализме М. А. Бакунина, «вольном коммунизме» Кропоткина, волюнтаристском социализме Ткачева и в др. версиях народнического социализма. Вариантом данной идеологии была концепция террористической революции Морозова, которая противопоставлена массовой революции с ее возможными жертвами. Идеализированное представление об интеллигенции, ее социальных функциях было подвергнуто резкой критике Данилевским и в особенности К. Н. Леонтьевым. Русские интеллигенты, по определению Леонтьева, самые наивные и доверчивые ко всему, что они считают новым и что имеет западное происхождение («обезьяны прогресса»). Между тем, считал он, на Западе возобладал самый худший сорт людей - буржуа. Никакой социальной справедливости и общественной нравственности нельзя ожидать от промышленных и банковских воротил. Российская же интеллигенция суетится, стараясь подсунуть русскому мужику «западное просвещение», в котором он ничуть не нуждается. Отсюда естествен разлад между мужиком, защищающим свой сложившийся веками уклад жизни, и интеллигенция, не знающей толком, чего она хочет; поэтому-то «русский народ интеллигенцию не любит». А раз так, то не народ обязан подняться до интеллигентного миропонимания, а интеллигенции до народного идеала, делает вывод Леонтьев. Русские марксисты подчеркивала зависимость интеллигенции от интересов и потребностей основных классов общества: «Интеллигенция потому и называется интеллигенцией, что всего сознательнее, всего решительнее и всего точнее отражает и выражает различие классовых интересов и политических группировок во всем обществе» (Ленин). В России, по их представлению, сложилась буржуазная, мелкобуржуазная и социалистическая интеллигенция, политически (партийно) ориентированная (монархическая, либерально-кадетская, эсеровская, анархистская, большевистская, меньшевистская).

После Октября 1917 года была формально признана прогрессивная роль старой интеллигенции в образовании и воспитании новой интеллигенции. Перед интеллигенцией ставилась задача: в ходе культурной революции преодолеть вековую отсталость, в первую очередь безграмотность и малограмотность значительной части крестьянства. Интеллигенция быстро росла количественно и качественно, однако ее творческий потенциал сдерживался и деформировался из- за узкоидеологического подхода к целям ее деятельности. Интеллигенции («прослойке», по определению Статна) навязывались каноны догматического мышления. Инакомыслие пресекалось административными средствами. Следствием были процессы над неугодными, репрессии, эмиграция части интеллигентов, появление диссидентов и т. п. Против перенесения партийно-политических оценок и «классовых интересов» в сферу философии и национальной духовной культуры выступали еще «Вехи» (1909). Авторы сборника Бердяев, Булгаков. П. Б. Струве, Гершензон, Кистяковский, А. С. Изгоев, Франк писали о тяжелых последствиях для России и ее культуры нигилизма, интеллигентской партийно-политической разобщенности, подавляющей нравственность, духовную свободу и суверенность личности. Мыслители русского послеоктябрьского зарубежья одними из первых в XX веке осознали необходимость учета отрицательного исторического опыта, породившего угнетателей интеллигенции из ее же собственных рядов. Федотов в «Письмах о русской культуре» (1938-1939) выдвинул идею создания нового образца интеллигенции - «новой элиты», которая должна преодолеть безнациональное отщепенчество прежней интеллигенции, проникнуться пониманием своей национальной духовно культурной миссии, не отрываясь от общеевропейских корней. И. А. Ильин выдвинул концепцию духовного возрождения русского народа, основанную на понимании того, что «Россия есть живой организм», который не поддается, как показал опыт XX века, переустройству по некритически заимствованным западным стандартам. В «Наших задачах» (1948-1954) Ильин показал, что возрождение интеллигенции состоится лишь на основе безусловного отказа от укоренившихся в ее среде приобщения к «политической кривде», «политическому доктринерству», бездумному экспериментаторству, никак не учитывающему реалии и опыт России. В «Русской идее» (1946) Бердяев утверждал, что основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века, выработанные интеллигенцией, стремившейся к «целостному миросозерцанию, в котором правда-истина будет соединена с правдой-справедливостью», свидетельствуют о «существовании русской идеи, которая соответствует характеру и призванию русского народа». Марксисты (Плеханов, Ленин, Луначарский, Грамши и др.) жизнеспособность и назначение интеллигенции, как наиболее просвещенной части общества, связывали с ее служением народу, гуманистическим и социалистическим идеалам.

В А. Малинин. А. А. Ширинянц

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 229-230.

Литература:

Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990; Из глубины. Сборник статей о русской революции. М.. 1991; Иванов-Разумник Р. В. История русской общественной мысли; В 2 т. 5-е изд. М.. 1918; М., 1997; Виппер Р. Ю. Два типа интеллигенции и другие очерки. М., 1912, Овсянико-Куликовскии Д. Н. История русской интеллигенции. Ч. 1-3.6-е изд. // Собр. соч. М., 1924. Т. 7-9; Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М., 1993; Русская интеллигенция: история и судьба. М., 1999; Панарин А. С. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века. М., 1998; Ширинянц А. А. Нигилизм или консерватизм? Русская интеллигенция в истории русской мысли. М., 2011; Malia М. What is the Intelligentsia // Russian Intelligentsia. N. Y., 1961; Pipes R. The Historical evolution of the Russian Intelligentsia. Daedalus, Boston, 1960. Vol. 89; Raeff M Origins of Russian Intelligentsia; The 18-th century Nobility. N. Y., 1966; Pamper Ph. The Russian Revolutionary Intelligentsia. N. Y., 1970.

http://ponjatija.ru/node/15649



Tags: определения, словари, энциклопедии
Subscribe

promo intelligentsia1 july 14, 2018 15:25 4
Buy for 10 tokens
Нам - 10 лет! Я создал это сообщество 15 июля 2008 года. Поздравляю с юбилеем 536 Сообщниц и Сообщников, 488 Читательниц и Читателей, ну и себя, любимого, конечно! За последние 5 месяцев нас стало на 7 Сообщников и на 8 Читателей меньше... То есть число наше стабилизировалось, и мы с Вами,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment