Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote in intelligentsia1,
Александр Бангерский
banguerski_alex
intelligentsia1

Category:

Сесиль Девис. Из психологии русской интеллигенции

Текст издания: журнал "Пробуждение", 1908, No 20.
Заявлено: Сесиля Девиса (С немецкого)?
Подчеркнуто английское нарицательное (как у русских Петр Иванов) имя и с немецкого?
Сознательное псевдонимирование русского автора в обстановке контрреволюционной реакции?

Из психологии русской интеллигенции.

Сесиля Девиса

(С немецкого)




   Крайне своеобразная по своей сущности и историческим судьбам, русская интеллигенция растягивается точно на Прокрустовом ложе между необразованной дикой массой крестьянства и духовным авангардом западно-европейских стран. Это, конечно, относится к неклассовой интеллигенции, которая отчасти состоит из дворян, отказавшихся от привилегий своего класса, частью из выходцев из народа и низшего духовенства. Обе группы: "кающиеся дворяне", ставшие демократами, и природные демократы смешиваются и составляют русскую интеллигенцию.







   Были времена народного романтизма: интеллигенция идеализировала народ и награждала его всевозможными добродетелями. Затем настало более беспристрастное отношение; на народ взглянули трезвее и нашли, что он живет во мраке. При том обратили внимание на его страдания, ради которых его полюбили и решили вывести его из мрака к свету.

* * *



   Интеллигенция и народ подают друг другу руки через головы правительства и чиновничества, сближаясь между собой наклонностью к рефлексии и искренностью. У обоих не выработана воля, а интеллигенция отличается мечтательностью и романтизмом. Прикованная своей демократической туманной душой к страданиям народа, интеллигенция стремительно мчится вперед, сближаясь с культурой запада. Но такое "платоническое" участие в ходе западной культуры в сущности ничего не изменяет, и душа русского интеллигента обливается кровью от вопиющего противоречия между его идеалами и русской действительностью, мешающей его работе для блага народа. Но народ не понимает интеллигенции; между ними слишком большая бездна, и таким образом в России, с одной стороны, кучка носителей культуры, с другой -- миллионы живущих во мраке. -- Как печально сознавать это!


   Глубоко чувствующие, способные к самоотвержению, интеллигенты, если только они не побеждены силой обстоятельств и не обратились в чиновников, делались раньше мирными пропагандистами своих идеалов, а теперь они превращаются в политических фанатиков. Последние ничего не создают -- они разрушают.

* * *



   Сила, живущая в душе русского народа, еще не цивилизована, и поэтому она не творческая; она не прониклась позитивизмом и самообладанием. Русская психика знала до сих пор только один исход: подчинять или быть в подчинении у других; средины не было. Этим мы объясняем упреки, которые часто де-лают русскому студенчеству: пока он студент, он полон идеальных стремлений, а становится чиновником--забывает о них. Пока он был студентом, он испытывал гнет; стал чиновником-- начал угнетать других; школы же свободы и самообладания он не проходил. Недостатком такой школы объясняются вообще все крайности русского характера. Он привык к тому, чтобы его сдавливали; поэтому, как только дают волю его чувствам, они принимают у него грандиозные размеры.

* * *



   Бисмарк назвал русский народ женским народом. И действительно, если обратить внимание на развитие чувства у русского интеллигента и на недостаточное развитие воли, на недостаток творческой силы, на склонность к деспотизму и фанатизму, на крайности в характере, на склонность к пассивной выносливости, к самоотвержению и мистицизму -- все преимущественно женские черты, то придется сознаться, что русские действительно женский народ. Русская интеллигенция очень склонна к идеологии и социализму, но лишена способности к политике, ибо политизирование не создает политиков, так же, как философствование не создает философов.


   Политический народ одарен сильной волей и тактом, а рефлексия и некоторая душевная пассивность, свойственные русским, неблагоприятны для политики.

* * *



   Двадцатый век начался для русской, интеллигенции кризисом, и она вступила в новый фазис своего развития, направляясь от юности к зрелости. Но с другой стороны выступают некоторые симптомы, которые заставляют думать, что центр тяжести духовной жизни русской интеллигенции также и впредь будет находиться не в воле, но в чувстве, религиозности и самоотвержении.

Сар Л.

--------------------------------------------------------------------



   Текст издания: журнал "Пробуждение", 1908, No 20. С. 459--460.


 
http://az.lib.ru/n/neizwestnye/text_1908_iz_psihiloii_russkoy_inelligentzii.shtml









Tags: Девис
Subscribe

promo intelligentsia1 july 14, 2018 15:25 4
Buy for 10 tokens
Нам - 10 лет! Я создал это сообщество 15 июля 2008 года. Поздравляю с юбилеем 536 Сообщниц и Сообщников, 488 Читательниц и Читателей, ну и себя, любимого, конечно! За последние 5 месяцев нас стало на 7 Сообщников и на 8 Читателей меньше... То есть число наше стабилизировалось, и мы с Вами,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments