Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote in intelligentsia1,
Александр Бангерский
banguerski_alex
intelligentsia1

Category:

Интеллигент - это, прежде всего, информационный посредник

Павел Уваров, доктор исторических наук, заведующий кафедрой отечественной истории и права Южноуральского гуманитарного педагогического университета, в 2010 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Исторические методы исследования интеллигенции: концептуальные основания и когнитивные возможности».

В своей научной работе он тщательно исследовал проблемы интеллигенции, как специфической социальной группы. И для того чтобы разобраться в феномене интеллигенции, ему, как соискателю, пришлось разобраться во многих непростых и основополагающих моментах истории. Потому что если быть внимательным и точным и не слишком широко толковать сам термин интеллигенция, то она проявила себя в истории как достаточно крепко сбитая социальная группа достаточно поздно, не ранее наступления эпохи барокко. Примерно с конца 16 века и до первой полвины 18 века.

Считается, что интеллигентный человек – это человек хорошо образованный и сострадающий своему народу.

Но Павел Борисович уверен, что интеллигенты как социальная группа сами о себе подобное рассказывают. На самом деле у интеллигенции в истории достаточно прагматические цели и не менее прагматические интересы. Интеллигент по Уварову это, прежде всего, информационный посредник.

Дело в том, что информационная зависимость в несовременных обществах всегда была очень незначительная. Потому что в ситуации, когда общество было жестко структурировано, существовала абсолютная точка отсчета – бог. И от этой абсолютной точки отсчета формировалось пространство, которое можно считать почти хореографическим по точности движений, правил, запретов….

И у человека вырабатывался вполне определенный тип поведения, который Павел Уваров называет императивным, то есть повелеваемым. Если ты что-то должен сделать, то это надо сделать несмотря ни на какие препятствия. А если ты раздумываешь, то ты уже обесчещен, как любил утверждать один немецкий историк. И получалось, что если ты начинаешь раздумывать, размышлять, то значит ты слабак.

И в рамках императивного поведения человек того времени соответственно не интересовался столь сильно информацией как сегодня. Потому что зачем интересоваться информацией, если в рамках своего поведения ты должен делать то, что ты должен делать. Смысл какой? Это как в истории про 300 спартанцев, которые, скорее всего, даже не ожидали встретить столь многочисленного противника. Но когда это произошло, это уже ничего не изменило в их поведении. Они просто должны были сделать то, что сделали.

А информация становится для человека очень важной тогда, когда вокруг него формируется пространство неопределенности, уверяет Павел Борисович. Уже нет абсолютной точки отсчета. Нет абсолютной системы координат. И каждый человек фактически становится сам за себя. И в этой системе координат у него формируется иной тип поведения. Ситуативный тип поведения нового человека. Ну кому ему прикажите верить, если абсолютной точки отсчета больше нет. Кому же будет теперь верить человек? Соседу, например. Любимой партии. Или кому- нибудь еще? Совершенно неважно кому.

        Человек сегодня вынужден постоянно сканировать окружающую среду, добывая при этом информацию и используя ее в дальнейшем для себя. Он теперь одиночка в этом неопределенном мире. Как у Шекспира: «Голый человек на голой земле».

И в этой ситуации возникает жизненно важная потребность в постоянной информационной подпитке для человека, если он, конечно же, хочет быть успешным. И именно тогда появляется социальная группа, которая его потребность в этом удовлетворяет.

Любой человек, который уже сталкивался с посредниками в любой сфере жизнедеятельности, понимает, что главный интерес посредника - это сохранить себя в цепочке. Чтобы он не выпал из этой функциональной цепочки. Чтобы он оставался посредником в ней. Его интерес именно в этом.

И поэтому, как считает Павел Уваров, информационный посредник на самом деле поисками истины не интересуется. Он интересуется только тем, как остаться востребованным. Он не стремится к истине. Он пытается сохранить заинтересованность общества в себе.

И в этой ситуации такая социальная группа всегда будет бороться против таких социальных влияний, которые осуществляют внешнюю редактуру.

Как вы считаете, почему интеллигенция не любит церковь? Да потому, что церковь обладает абсолютным взглядом на мир. Это абсолютная точка отсчета. Это абсолютные правила. Это абсолютные запреты. В этой ситуации информационному посреднику действовать не очень удобно. Или, вот еще, государство с его жесткими правилами и предписаниями. И тут ситуация похожая. Именно поэтому интеллигенция никогда не будет любить государство и церковь.

https://argumenti.ru/society/2021/02/708177



Tags: Уваров Павел
Subscribe

promo intelligentsia1 july 14, 2018 15:25 4
Buy for 10 tokens
Нам - 10 лет! Я создал это сообщество 15 июля 2008 года. Поздравляю с юбилеем 536 Сообщниц и Сообщников, 488 Читательниц и Читателей, ну и себя, любимого, конечно! За последние 5 месяцев нас стало на 7 Сообщников и на 8 Читателей меньше... То есть число наше стабилизировалось, и мы с Вами,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments