Александр Бангерский (banguerski_alex) wrote in intelligentsia1,
Александр Бангерский
banguerski_alex
intelligentsia1

Categories:

Фильм «Новый порядок»: вешать всегда будут интеллигенцию

Великая революция низов, наши времена: фильм «Новый порядок»

21/05/2021

Юрий Гладильщиков (Москва)

20 мая в российский прокат вышел фильм мексиканского режиссера Мишеля Франко «Новый порядок» — картина-предостережение о том, что может произойти в случае внезапного бунта прямо сегодня. Хроникальный отчет о ленте — от кинообозревателя RFI Юрия Гладильщикова.

Мало кто помнит, что у октябрьского переворота 1917 года, приведшего Россию к катастрофе, был близкий, хотя и более благородный по своим идеалам родственник. А именно: мексиканская революция 1910–1917 годов, направленная против диктатуры, но тоже приведшая к кровавой гражданской войне. Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров снимали в 1931–32 грандиозную картину «Да здравствует Мексика!», которая официально так и не была завершена, но доступна теперь в разных версиях: и режиссерской, и киноведческой. То, что может произойти в Мексике в случае внезапного бунта прямо сегодня, демонстрирует только что вышедший в России фильм производства Мексики и Франции «Новый порядок» — Nuevo orden.

Мексика в фильме почти не упоминается. Режиссер — мексиканец Мишель Франко — пытался сделать картину универсальную. События могли бы развиваться почти в любом мегаполисе мира: действие перекидывается из стандартно гламурного особняка миллионеров на узкие окраинные улицы и в тюрьмы. Лишь раз в кадре мелькает монумент на одной из главных площадей Мехико. Однажды упоминается сам Мехико. А в финале показан мексиканский флаг. Но он скомкан ветром, так что поди угадай, какой именно стране штандарт принадлежит.

«Новый порядок» — редкий фильм, который хочется сопроводить не рецензией, а хроникальным отчетом об увиденном, этакой бегущей строкой в выпуске новостей, которую прерывают публицистические отступления. И не упрекайте меня в спойлерах. Подобные фильмы либо завораживают, либо нет, независимо от того, известно ли вам примерное содержание. Если вы станете смотреть «Новый порядок», мой отчет о происходящем на экране вас только раззадорит.

Уже радикально: фильм открывается кадром обреченно стоящей то ли в заводском, то ли в тюремном дворе обнаженной девушки.

Дальше — сцена свадьбы богатых молодых мажоров, на которую в особняк с садом и бассейном собрались с женами все отцы города, включая наверняка и крестных.

Они беспечно веселятся. В нескольких кварталах отсюда полиция, по разговорам, с трудом сдерживает натиск неких протестующих — против чего направлены протесты, мы толком не узнаем. Но благополучные хозяева и гости убеждены, что установленный ими порядок незыблем, и их лично дело не коснется.

Они ошибаются. Свадьбу прерывает вторжение агрессивных вооруженных бунтовщиков.

Знак протеста — зеленая краска. Зеленый цвет считается политически прогрессивным. Вероятно, изначально протесты проходили под правильными лозунгами. Но все вышло из-под контроля. Уже в начале фильма мы видим, как вроде бы прогрессивные бунтовщики разгоняют пациентов главного городского госпиталя. Вероятно, они для них — враги-буржуи. По радио передают: люди прыгают на машины, бьют стекла. Непонятно, говорит комментатор, отчего правительство и армия бездействуют.

Конечно, это напоминает события, происходящие сейчас по различным социально-политическим причинам в разных странах на разных континентах. Но «Новый порядок» описывает ситуацию куда более бессмысленную и беспощадную. Кстати, режиссер Мишель Франко задумал его еще несколько лет назад, когда в мире не было столь жесткого осенне-весеннего обострения. Если искать источники «Нового порядка» в истории XX века, то я назвал бы два, казалось бы, противоположных по политическим тенденциям события: большевистский переворот 1917-го. И — вскоре поймете, почему — приход к власти в Чили 1973-го военной хунты во главе с Пиночетом.

При нападении с выстрелами некоторые слуги из усадьбы, где происходит свадьба, тут же начинают мародерствовать и грабить господ. Нападающие никакие не революционеры, а жестокие грабители-убийцы. И варвары: радости ради заливают зеленой краской картину в гостиной. В Зимнем Дворце, как известно, революционные матросы гадили в старинные китайские фарфоровые вазы. А в царском пруду в считанные дни выловили, чтобы сожрать или продать, всех декоративных карпов, которые были приручены и откликались на свист.

Проблема, однако, в том, что богатую и властную элиту в «Новом порядке», кроме главной героини — невесты на свадьбе — жалеть не за что. Выкрики бунтовщиков-мародеров: мы на вас горбатились, а вы нас за людей не считаете! — справедливы.

Я бы на месте элит, особенно отечественных, задумался над этими словами. И лучше раньше, чем позже.

Мародерство охватывает весь город. Все тащат, что могут. Министерство обороны, если верить радио, взяло ситуация под контроль. Но это не так. Везде трупы. Число жертв идет на тысячи. В скорые помощи — и в те швыряют краской. Наутро после разгульной ночи улицы как после торнадо.

По массовке и уличным сценам — фильм попросту изумительный. Вообще не понимаю, как он был снят, учитывая его невеликий бюджет.

Поджоги, биты, полицейские сирены, коллективная страсть к разрушению и испоганиванию. На одной из площадей — остатки палаточного городка, явно сооруженного первыми митингующими. Ничего не напоминает? По нынешним меркам, это консервативное кино.

Происходит, однако, неожиданный, но весьма обоснованный сюжетный поворот.

Не зря я вспомнил о чилийском перевороте 1973-го и Пиночете. Силовики действительно, как нынче принято бюрократически выражаться, «берут ситуацию под контроль». Но у меня, как зрителя, возникает резонное ощущение, что они сами умышленно довели конфликт до полного беспредела, чтобы легально взять власть в руки и начать творить беспредел собственный.

Силовики тоже начинают грабить богатых. Отныне в фильме только они правят бал. У героини, оказавшейся в эпицентре погромов (я рассказываю далеко не все — многочисленные человеческие истории из фильма оставляю за скобками) силовики отнимают серьги, кольцо, часы, телефон. Богатую девушку, пообещав отправить домой, отвозят в тюрьму, фактически концлагерь (не на стадионе ли, как в Чили после свержения Альенде?), где уже содержатся многие отпрыски семей из высшего и средне-высшего сословий.

Их допрашивают с целью выведать данные об их проживании и родителях, чтобы ограбить еще сильнее. А, дабы не перепутать, их нумеруют — фломастером на лбу. Тут уже чистый концлагерь. Голых девушек и юношей коллективно моют холодной водой из шланга.

В концлагере девушек насилуют.

Силовики как минимум не лучше бунтовщиков. Уже не вполне консервативное кино.

«В какой-то мере „Новый порядок“ антилевый фильм, но еще в большей степени он антиправый и антикапиталистический», — справедливо написал коллега Антон Долин.

Контрасты «Нового порядка»: благостное буржуазное начало — и ужасающий пролетарский конец. Который давно не пролетарский. А люмпенски-военный.

В финале — массовое повешение подлецов-бунтарей. И все довольны?

Мораль сей басни такова: кто бы ни устроил новый бунт, кто бы в его результате ни победил, вешать всегда будут интеллигенцию. Она в фильме не показана, но в том и смысл: ее в условиях конфликта между верхами, низами и вовремя — в своих интересах — внедрившимися военными уже, считай, нет. В лучшем случае, ее отправят за кордон на «философских кораблях». Но — посмертный реванш — потом победители из разных слоев общества и разных классов начнут резать друг другу глотки. Как случилось и в ходе мексиканской революции 1910–17 годов.

Я не вполне согласен с теми, кто определяет жанр «Нового порядка» как антиутопию. Тут все уже сейчас максимально актуально и конкретно.

P. S. Про награды фильма и его режиссера Мишеля Франко. «Новый порядок» завоевал второй по значению приз Гран-при жюри на прошлогоднем фестивале в Венеции. Из-за ковида фестиваль оказался урезанным, но редкие критики, кто сумел на него пробиться, написали, что именно «Новый порядок» сделал Венецию-2020 неповторимой.
Tags: Гладильщиков, кино
Subscribe

promo intelligentsia1 july 14, 2018 15:25 4
Buy for 10 tokens
Нам - 10 лет! Я создал это сообщество 15 июля 2008 года. Поздравляю с юбилеем 536 Сообщниц и Сообщников, 488 Читательниц и Читателей, ну и себя, любимого, конечно! За последние 5 месяцев нас стало на 7 Сообщников и на 8 Читателей меньше... То есть число наше стабилизировалось, и мы с Вами,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments