«В основе революционизма лежит тот же мотив, который образует и движущую силу социалистической веры: социальный оптимизм и опирающаяся на него механико-рационалистическая теория счастья. Согласно этой теории, как мы только что заметили, внутренние условия для человеческого счастья всегда налицо, и причины, препятствующие устроению земного рая, лежат не внутри, а вне человека - в его социальной обстановке, в несовершенствах общественного механизма. И так как причины эти внешние, то они и могут быть устранены внешним, механическим приемом. Таким образом, работа над устроением человеческого счастья с этой точки зрения есть по самому своему существу не творческое или созидательное, в собственном смысле, дело, а сводится к расчистке, устранению помех, т.е. к разрушению. Эта теория - которая, кстати сказать, обыкновенно не формулируется отчетливо, а живет в умах, как бессознательная, самоочевидная и молчаливо подразумеваемая истина - предполагает, что гармоническое устройство жизни есть как бы естественное состояние, которое неизбежно и само собой должно установиться, раз будут отметены условия, преграждающие путь к нему; и прогресс не требует собственно никакого творчества или положительного построения, а лишь ломки, разрушения противодействующих внешних преград. … Психологическим побуждением и спутником разрушения всегда является ненависть … ненависть соответствует разрушению и есть двигатель разрушения, как любовь есть двигатель творчества и укрепления». (Семён Франк, «Вехи», с.194-195)
О 100-летии «Вех» (Немножко Семёна Франка)
«В основе революционизма лежит тот же мотив, который образует и движущую силу социалистической веры: социальный оптимизм и опирающаяся на него механико-рационалистическая теория счастья. Согласно этой теории, как мы только что заметили, внутренние условия для человеческого счастья всегда налицо, и причины, препятствующие устроению земного рая, лежат не внутри, а вне человека - в его социальной обстановке, в несовершенствах общественного механизма. И так как причины эти внешние, то они и могут быть устранены внешним, механическим приемом. Таким образом, работа над устроением человеческого счастья с этой точки зрения есть по самому своему существу не творческое или созидательное, в собственном смысле, дело, а сводится к расчистке, устранению помех, т.е. к разрушению. Эта теория - которая, кстати сказать, обыкновенно не формулируется отчетливо, а живет в умах, как бессознательная, самоочевидная и молчаливо подразумеваемая истина - предполагает, что гармоническое устройство жизни есть как бы естественное состояние, которое неизбежно и само собой должно установиться, раз будут отметены условия, преграждающие путь к нему; и прогресс не требует собственно никакого творчества или положительного построения, а лишь ломки, разрушения противодействующих внешних преград. … Психологическим побуждением и спутником разрушения всегда является ненависть … ненависть соответствует разрушению и есть двигатель разрушения, как любовь есть двигатель творчества и укрепления». (Семён Франк, «Вехи», с.194-195)
-
В поисках несвободы: как интеллигенция в России оправдывает свою несостоятельность
Годами все предположения о наличии собственных выдающихся способностей оправдывались той самой несвободой, а когда все рухнуло и общество замерло в…
-
Чем на самом деле является манифест режиссера Богомолова
Эксперты объяснили, чем на самом деле является манифест режиссера Богомолова Возможна ли партия «Похищение Европы 2.0» На прошедшей…
-
Письмо Дзержинского о принципах составления списков интеллигенции для высылки
Документ № 699 Письмо И.С. Уншлихту с директивами В.И. Ленина о принципах составления списков интеллигенции для высылки за границу 05.09.1922…
Community Info