solj

Интеллигенция в советском обществе (1917 - 1991) - 2

(окончание)

10

Во время войны и сразу после нее окончательно выявилась новая государственная политика: обращение к патриотическим ценностям, открытие приоритетов русской науки и техники, введение погон, улучшение положения православной Церкви, возрождение ранее считавшегося реакционным панславизма в связи с образованием социалистического лагеря и др. Власть исходила из своих целей, но объективно шла навстречу желаниям старой интеллигенции, которая это оценила. Старые интеллигенты и боялись, и уважали власть, под руководством которой Россия победила в мировой войне, достаточно многие из них стали входить в сталинскую элиту. Окончательно сформировалась система званий, премий, пайков, казенных дач и т.д. Например, еще в 30-е гг. звание члена-корреспондента АН СССР не спасало от голодной в буквальном смысле жизни, теперь оно автоматически включало ученого в "категорию высокооплачиваемых. В обмен старые интеллигенты должны были цитировать Сталина в своих трудах и подписывать коллективные письма протеста против тех или иных действий США. Для кого-то это было осознанным лицемерием, но для многих новая официальная линия более соответствовала их патриотическим убеждениям, чем линия 20-30-х гг. Для Сталина старая интеллигенция, изначально политически неактивная, напуганная репрессиями и патриотически настроенная, была более верным союзником, чем многие коммунисты.

Collapse )

promo intelligentsia1 july 14, 2018 15:25 4
Buy for 10 tokens
Нам - 10 лет! Я создал это сообщество 15 июля 2008 года. Поздравляю с юбилеем 536 Сообщниц и Сообщников, 488 Читательниц и Читателей, ну и себя, любимого, конечно! За последние 5 месяцев нас стало на 7 Сообщников и на 8 Читателей меньше... То есть число наше стабилизировалось, и мы с Вами,…
solj

Интеллигенция в советском обществе (1917 - 1991)

Алпатов Владимир

Аннотация:
СТАТЬЯ Никиты Покровского "Прощай, интеллигенция!" ("Независимая Газета", 10.04.97 г.) звучит как приговор. Из тех, что окончательны и обжалованию не подлежат. Автор констатирует клиническую смерть российской интеллигенции как определенного социального (и духовного) феномена. Он считает это утратой всемирно-исторического масштаба, происшедшей в тот момент, когда интеллигенция нужна как воздух. Не только и даже не столько в России, сколько в мире, исчерпавшем логику "экономического человека" и доросшем до понимания значения духовных ценностей. Трудно не согласиться с Никитой Покровским, что сегодня в России интеллигенция агонизирует. Она утратила статус, материальный достаток, привычный образ жизни, сознание своей значимости. Из нелюбимой, но уважаемой стала просто ненужной. Реликт ушедшей эпохи, живой труп. Как мы дошли до жизни такой? И действительно ли интеллигенция пережила свое время? Все зависит от точки зрения на предмет. Никита Покровский считает российскую интеллигенцию продуктом анормального общественного развития (если нормой признать Запад). Позднее, неупорядоченное, дисгармоничное развитие рыночных отношений сделало возможным появление целого слоя людей не от мира сего, руководствовавшихся не столько рациональной целесообразностью, сколько абстрактными гуманистическими идеалами. Коммунистический режим - явное отклонение от нормы - парадоксально продлил историческое существование интеллигенции. Когда же и в России смыслом жизни стали деньги, интеллигенция превратилась в анахронизм. Объяснение феномена российской интеллигенции исходным несовершенством отечественного рынка само нуждается в объяснении. Во многих странах развитие товарно-денежных отношений шло тяжело и драматично, но нигде не породило такого племени чудаков, больше думающих о мире, чем о себе. Специфичные экономические условия интеллектуальной деятельности — условие необходимое, но не достаточное. Мне представляется более плодотворным поиск разгадки этого уникального явления в российском социуме в целом, в его сложных отношениях с окружающим миром. К середине прошлого века - времени интенсивного формирования национальной интеллигенции - Россия оказалась перед необходимостью модернизации привычных форм жизни. В период промышленного переворота ее историческое отставание подрывало безопасность страны, что показала Крымская война, В мире, переходившем под контроль нескольких передовых государств, держать огромное пространство в центре Евразии традиционными военно- административными методами становилось все труднее. Обилие языков, верований, культур сильно осложняло задачу. Россия должна была обновить свои основания или погибнуть. Внешне не мотивированные, напряженные, доходящие до экзальтации нравственные, идейные, общественные искания российской интеллигенции были поиском формулы бытия неповоротливого гиганта в динамичном и агрессивном мире. Они шли с явным перебором, но ведь и задача почти нечеловеческая. Два-три поколения российских интеллигентов проделали огромную работу, имеющую не только историческую ценность. Дети российского космоса, они мыслили глобальными категориями. И они будут востребованы в глобализирующемся мире. Большевики унаследовали многосложную российскую пробле- <…> рали и правосознания, что в итоге предопределило крушение режима. Но в свое время он был достаточно эффективным. Поэтому поле сотрудничества интеллигенции с режимом было шире, чем полагает Никита Покровский. Положение постсоветской России ничуть не проще, чем у ее исторических предшественников. Опять нагонять, отвоевывать место под солнцем в неблагоприятной внутренней и внешней ситуации. Казалось бы, самое время мобилизовать интеллектуальный потенциал общества. АН нет, он разбазаривается, как и многое другое. Почему же на этот раз интеллигенция оказалась невостребованной? Дело не в приходе рынка как такового. В странах с рыночной экономикой ценят и хорошо оплачивают высококвалифицированный умственный труд. И, первоклассные специалисты, талантливая молодежь бегут от постсоветского антиинтеллектуализма, ни в грош не ставящего интеллект. Дело в характере нашего єрынкаЋ. Его основной смысл заключается в превращении природных ресурсов богатейшей страны в зарубежные активы немногих сограждан. Такому "рынку" интеллект не нужен, даже вреден. Вреден, поскольку задает лишние вопросы и мешает заниматься делом. Конечно, на подобной основе далеко не уедешь. Не создашь дееспособного государства и процветающего общества. И, что имеешь, потеряешь. Но для временщиков это никогда не было аргументом. Так что судьбы России и ее интеллигенции сцеплены намертво. Спастись или погибнуть они могут только вместе. (Виктор Кувалдин)


Collapse )

solj

Покровский Н.Е. Прощай, интеллигенция! - 2

(окончание)

ПАРАДИГМА ЧЕТВЕРТАЯ. УМЕРЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Наряду с дистанцированным партнерством русская интеллигенция выработала еще одну стратегию своего соотношения с властями. Стратегия эта заключалась в том, чтобы «честно» принимать реалии социального уклада Советской России, но находить для себя такие области («лакуны») творчества и интеллектуальной деятельности, которые в наименьшей степени были связаны с нравственными компромиссами. Поскольку режим установился на многие сотни лет, и конца ему, как казалось, не было видно, а доступной альтернативы ему нет, считали вынужденные сторонники такой парадигмы, то следует, во-первых, искать нечто положительное в самом режиме, а во-вторых, все же уходить как можно дальше от наиболее идеологически окрашенных тем и зон.

Collapse )
solj

Покровский Н.Е. Прощай, интеллигенция!

"Независимая Газета", 10.04.97 г.

Покровский Н.Е. Прощай, интеллигенция!

И СНОВА «ВНУТРЕННЯЯ» ЭМИГРАЦИЯ

По мотивам «Вех»

НАВСЕГДА ушел Андрей Синявский… Интеллигент. Западник. Человек, сполна воплотивший в своей жизни и в своем творчестве либеральные мечты российской интеллигенции о том, что будет, когда «их» (коммунистов, аппаратчиков) не станет. Но вот «их» не стало, и Синявский столкнулся, быть может, с наиболее жестоким кризисом своей жизни, о котором и помыслить-то раньше было трудно. Об этом кризисе он сам писал так: «Когда мне предложили рассказать о роли интеллигенции в перестройке, я, естественно, начал обдумывать последние десять лет и вдруг обнаружил, что это были, в сущности, самые горькие годы моей жизни. Ибо ничто не бывает горше несбывшихся надежд, а также утраченных иллюзий…» («Независимая газета», 16 марта 1995 г.).

Collapse )

solj

Борис Вольфсон, БИЧ

БИЧ

А я рождён, чтоб сказку сделать пылью –

ногами стёртым серым порошком.

И ни к чему мне ваши руки-крылья:

пускай в пыли, но я пойду пешком.



У государства та же козья морда

и тот же дух – хоть вовсе не вдыхай.

А я звучу – не то чтоб очень гордо,

зато меня не жучит вертухай.





Collapse )


solj

Игорь Лебедев, То, о чём не знают либералы

В результате почти 1000-летнего развития на Западе сформировалась трёхчастная структура общества: "власть - средний класс - народ". Причём средний класс находится на том же уровне, что и власть. Выражаясь на старорусском, они равночестны.

Collapse )

Тем не менее, в России было нечто среднее между властью и народом. Формировалось целых полтора века. Русская интеллигенция. Вот её и нужно было развивать. Как самостоятельное сословие, "прокладку" между властью и народом. Она оказывала влияние на власть. С ней было связано и развитие. У нас же её планомерно уничтожают. Потому что власть интуитивно чувствует: с развитием среднего звена, созданием трёхчастной структуры аналогичной западной, господство перестанет быть бесконтрольным.

Такое развитие делается не на протестных акциях. Это длительный и затратный путь, связанный с развитием всего общества. Развитие экономики, производства, торговли, инфраструктуры, науки, культуры...
В лёгкую, путём заимствования не получится.

https://www.facebook.com/igor.vl.lebedev/posts/2733139210074988

(в комментах к записи по этой ссылке есть ссылки на другие тексты об интеллигенции)


маршал

Путин решил ввести в Конституцию старую косноязычную дуру (кто на ком стоял)



Из смысла путинских поправок в Конституцию выходит, что Бога в Конституцию не вводят. Водят только церковь, мечеть, пагоду и синагогу с костёлом. Но не канонические, а в юбке.

С точки зрения юридического смысла этой фразы: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняет память предков, передавших нам идеалы и веру в бога».

Мало того, что Бог с маленькой буквы, но и о Нём вообще не говорится. Нам "передали веру", а не Его самого, по смыслу фразы. Из которой, кстати, в правоприменительном плане - совершенно ничего не следует. Ну передали - и передали.

Я уж молчу о "сохраняет память предков". Что это вообще означает? Это же бессмыслица. Что имелось в виду? "Сохраняет память О предках" или "сохраняет в памяти идеалы и веру предков", или просто "сохраняет веру и идеалы предков"? Не важно - что именно имелось в виду, важно, что из предложенной президентом фразы не следует вообще ничего, кроме пустозвонного сотрясания воздуха.

Вообще, мне лично обидно. Было два типа написания русских законов, которые оба меня абсолютно устраивают.

Collapse )
solj

Шпенглер об интеллигенции

Интеллигенция - это замена бессознательного жизненного опыта навыком мастерского владения мышлением, нечто бесплотное, скудное. Интеллигентные лица всех рас схожи меж собой. Сама раса отходит в них на задний план.

Collapse )

solj

Мараховский, Как настоящего интеллигента отличить от быдла

Я вдруг понял, как настоящего интеллигента отличить от быдла вроде меня. Мы, быдло, можем быть сколь угодно начитанными и умненькими, а они, интеллигенты, сколь угодно необразованными и тупыми - но нас не спутать, мы различаемся на первых же опознавательных кодах. Мы, быдло, можем быть даже оппозиционерами, а они, интеллигенты, даже лоялистами - но мы расходимся на первых же цифрах после запятой.

Штука вся в том, что у нас, быдла, и у них, интеллигентов, совершенно по-разному устроен русский язык. Мы используем совершенно разные словари понятий для основных сфер жизни.

Collapse )

solj

Об интеллифобии марксизма-ленинизма

Из книги Кузнечевский Владимир Дмитриевич > Эпоха Владимира Путина. К вопросу об исторической миссии второго президента России

Наше общество в целом еще и сегодня не знает, КУДА, КАК и в КАКИХ ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ оно должно развиваться далее. Мы еще и сегодня пребываем в этом плане в переходном периоде и не в состоянии сформулировать «проект будущего». По-видимому, все еще не дозрели, чтобы более или менее ясно определиться.

Запутанность эта имеет давние, а по сути даже и не столетние, корни.

В этом плане начало всех начал следует искать в марксистской теории общества, той теории, в лекалах которой мы успешно (безуспешно) барахтались целых 70 лет и все еще продолжаем это делать.

Collapse )